Отчет по экологии в детском саду. Отчет по экологическому воспитанию в подготовительной группе. Создание условий по экологическому воспитанию

Трущикова Лидия Михайловна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 24 города Череповца.

«Экологическое воспитание дошкольников»

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников в детском саду.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.

Определили для себя основную цель работы : Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Чтобы достичь в своей работе положительного результата в данном направлении, я перед собой поставила следующие задачи:

— воспитывать у детей элементарные основы и знания экологической культуры;

— познакомить с представителями живой и неживой природы;

— сформировать у детей своей группы эмоционально – положительное отношение к природе;

— воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.

Для того чтобы реализовать эти задачи, выделим несколько условий , которые помогут лучше воспитывать экологически грамотного ребёнка:

  1. Создание предметно – развивающей среды. Насыщение наглядным материалом, играми, которые будут способствовать изучению природы.
  2. Оборудование уголка для родителей, в котором регулярно помещается материал, рекомендации по экологическому воспитанию детей.
  3. Собрание специальной художественной литературы по данному вопросу.

Создание развивающей среды.

  • В группе создана соответствующая предметно – развивающая среда, необходимая для организации работы по данной теме. Значительное место отведено уголку природы, разнообразным комнатным растениям (аспарагус, алоэ, бегония, герань, колеус, плющ).
  • В книжном уголке помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе.
  • В родительском уголке находятся материалы, помогающие родителям развивать своих детей. Это папки – передвижки « Природа и дети»,

« Экологическое образование дошкольников.

Основные формы и методы работы с детьми.

Основанием для работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе.

В начале учебного года возвращались к итогам прошедшего года, обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Вносим коррективы в планы предстоящей работы с детьми, еще раз знакомлюсь с психологическими возрастными особенностями детей.

Начиная с младшего возраста, закладываем в детях первые ориентиры в мире природы. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям.

При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Отмечаем с детьми, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Широко используем специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними в свободной деятельности наизусть стихи.

Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, играем с детьми в дидактические игры посложнее: « С какого дерева лист?», « Раз, два, три –к дереву беги».

В ненастные дни проводим наблюдения за комнатными растениями , сравниваю размер и окраску листьев, обращаю внимание на появление новых листьев. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешнего окружающего мира.

Обращаю внимание детей на птиц , которые не улетают в теплые края, а остаются с нами. Объясняю им, что зимой птицам трудно найти корм, что им нужна наша помощь. Летом птицы охраняют сады и огороды, уничтожают насекомых — вредителей. Птицы наши верные друзья.

Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Никто из них не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник.

Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.

Наблюдения сочетаются с трудовой деятельностью детей, с умением выполнять какую – то работу. В процессе такой работы у них воспитывается трудовые умения и правильное отношение к труду, чувство ответственности за выполненную работу. « Посадим берёзку», «Покормим птиц», «Вырастим лук».

Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.

Итак, начальной ступенью познания природы являются ощущения и восприятия. В это время и следует обратить внимание на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.

При этом используем беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры . В этом возрасте дети уже знают, что корень необходим растениям для впитывания влаги, питательных веществ, стебель переносит их к листьям, а листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Большое значение имеют занятия углубленно – познавательного и обобщающего типа, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, приобретают навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяю новые педагогические технологии: алгоритмы, схемы, пиктограммы, благодаря которым дети получают много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляю и обобщаю с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.

Физкультурные минутки являются необходимым условием для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей.

Подводя итог моей работы, с детьми провела итоговое занятие

« Белая берёзка», к которому мы долго и своевременно готовились.

Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо. Предложила им папки – передвижки, папки – раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей – это различные упражнения, литературный материал, дидактические игры, педагогические ситуации.

Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.

Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во время учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально – природного характера, обеспечивает успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.

Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.

Годовой отчет по экологическому воспитанию

в средней группе «Пчелка» за 2015-2016 учебный год

(по педагогическому наследию В.А.Сухомлинского)

Воспитатель: Павленко С.А.

Группу «Пчелка» ДОУ №10 «Сокол» посещают 20 детей: 11 мальчиков и 9 девочек.

Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, в работе использована Типовая образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы, под редакцией Арутюнян Л.С, г. Донецк.

Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовала следующие средства воспитания:

Трудовая деятельность;

Объекты природы;

Предметный мир.

Формы работы:

Занятия;

Экскурсии;

Работа с родителями;

Самостоятельная деятельность детей.

Мир природы - богатейший источник эмоций, и именно благодаря непосредственному воздействию на чувства, природа влияет и на ум. Она делает широким, светлым то окошко, через которое ребенок смотрит на мир.

В. Сухомлинский.

Большое внимание в своей работе я уделяю экологическому воспитанию детей. Мир природы удивителен и прекрасен, однако далеко не все способны видеть эту красоту: разнообразие красок неба, листьев, воды…

Идеи В. А. Сухомлинского давно привлекают меня своей глубиной. Я открыла множество возможностей, которые помогают достичь высоких результатов в работе с дошкольниками. Благодаря педагогическому наследию В. А. Сухомлинского, я ознакомилась с оригинальной методикой воспитания культуры чувств, с созданием эмоциональных ситуаций во время путешествий в мир красоты и добра, развития художественно - эстетического творчества.

Благодаря экспериментальной работе я получила возможность проводить самостоятельные поиски, исследовать творчество В. Сухомлинского, использовать в своей работе его идеи.

Природа - колыбель детской мысли, и надо стремиться, чтобы каждый ребенок прошел школу детского мышления. Своеобразные занятия по природе В. Сухомлинский называет уроками мышления. Прежде, чем ребенок развернет книгу и прочтет по слогам первое слово, он ознакомится с «книгой природы». На основе этих занятий я разработала сетку, пересмотрела задачи, которые должны решаться. В частности, ввела опыты, которые помогают изучать природу. Построила ход занятий так, чтобы дети могли самостоятельно делать открытия.

В творчестве В. А. Сухомлинского красной нитью проходят две главные идеи, взаимосвязаны и взаимозависимы между собой:

- первая - воспевание красоты родной природы в разные времена года, воспитание любви к каждой травинки, каждого комочки земли;

- воспевание красоты человеческих отношений - любви к Родине, к родителям, уважения к старшим, дружбы, взаимопомощи.

Одним из наиболее эффективных средств, с помощью которых можно сформировать у детей действенное чувство доброты, бесспорно, является природа. Своей необычностью, разнообразием природа эмоционально влияет на ребенка.

Природа является источником добра. Ее красота облагораживает и обогащает духовный мир человека.

Я заметила, что старшие дошкольники имеют представление о том, как надо относиться к природе. Однако в большинстве малышей недостаточно развито правильное, самостоятельное, инициативное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит одинокого котенка, но и не накормит его; НЕ будет ломать веточку дерева, но и не подлечит ее.

Воспитание действенного отношения к окружающей среде, умение прийти на помощь животному или растению, развитие навыков ухода за ним - эти задачи могут и должны решаться в детском саду и дома.

Главная проблема - это воспитание у детей не положительно - созерцательного, а положительно - действенного отношения к природе.

С целью решения проблемы формирования доброты у старших дошкольников, я сделала подборку по темам: «Вопросы на установление причинно - следственных связей в природе (рыбы, птицы, насекомые, звери, неживая природа).

На уроках мышления использую метод эмпатии, приемы ТРИЗ, особое внимание уделяю сказкам и рассказам В. Сухомлинского, которые обучают глубже и внимательнее присматриваться к окружающей среде, воспринимать ее сердцем «Дуб под окном», «Капля росы», «Только живой и красивый», «Ночь и белая рубашка» и другие. В играх - эмпатиях дети представляют себя, например, волком и рассказывают о мыслях и желаниях волка летом и зимой; превращаются в любимое время года и рассказывают, где оно живет, что любит, с кем дружит, в какие игры играет. Вместе с детьми мы составляем свои рассказы, сказки; на занятиях под нежную музыку дети танцуют, передавая в движениях воображаемый образ. Даже застенчивые, неуверенные в себе, импульсивные - меняются, становятся более открытыми, положительные эмоции их вдохновляют, окрыляют.

Свои занятия с детьми я стараюсь строить на основе сказочного сюжета, иногда придумываю сказки сама. Очень часто при построении занятий я пользуюсь сюжетами сказок В. А. Сухомлинского из сборника «Цветок солнца». Это действительно сокровище, источник, из которого можно черпать мудрые, чистые, как целебная живая вода, - образы, мысли, чувства. Каждый маленький рассказ Василия Александровича - это яркий образ из жизни природы.

В работе мне очень помогает и то, что наш садик находится в живописной местности, каждый день я имею возможность знакомить детей с персонажами, которые сошли со страниц «Цветка солнца». Это и мощный старый дуб - великан, и мечтательный клен, который всю зиму слышит крик старого ворона, приветливо приветствуют детей ежедневно утром шелестом березы, красными ягодками встречает рябина, медовым запахом липа...

Малыши с радостными лицами спешат в детский сад, где их ждут светлые, просторные групповые комнаты, интересные занятия, вкусные завтраки и обеды. И все, что нас окружает, дает нам природа. Из фруктов и овощей сваренные вкусные блюда, чистой водой моют руки и лицо, их окружают красивые комнатные растения. И всю эту красоту дает нам наша матушка - Земля. Богата наша земля лесами, реками, полями и живут и работают на ней трудолюбивые люди.

В. Сухомлинский говорил, что радость труда своеобразная. Землю солнце красит, а человека - труд.

Своими произведениями «Моя мама пахнет хлебом», «Бабушкин борщ», «Черные руки» В. Сухомлинский учит детей любить труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, воспитывают уважение к ним, к земле.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания является организация предметно-развивающей среды. Процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Уголок природы в группе служит не только украшением, но и местом для саморазвития детей. В нем помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, песочные часы, шишки, желуди, каштаны, морские камешки и др.).

В средней группе труд детей в природе имеет разнообразный и систематический характер. Они ежедневно работают в уголке живой природы: поливают растения, протирают листья, кормят рыбок, сеют овес, ячмень в ящиках, сеют и сажают крупные семена огородных и цветочных культур; поливают и собирают урожай; помогают взрослым убирать участок от листьев; сгребают снег под деревья и кусты, и тому подобное. Работу свою дети выполняют не только индивидуально, но и подгруппами по 3-6 человек.

Дети старшей группы самостоятельно ухаживают за комнатными растениями, умеют определять потребность в поливе, срезают сухие листочки, разрыхляют землю. Весной мы вместе с детьми на огороде готовим землю для грядок, высеваем семена, высаживаем рассаду, поливаем, пропалываем, собираем урожай.

В течение года дети систематически выполняют обязанности дежурных в уголке природы, на огороде и цветнике, а также выполняют работу всем коллективом.

В групповой комнате проводим такие исследования, где бы дети могли увидеть, какое значение имеют вода, свет, тепло для роста растений. Высеянный в ящик овес хорошо пророс. Один рядочек поливаем каждый день, второй - не поливаем два раза подряд, третий - накрыли темной полоской. Дети увидели, что первый рядок овса растет хорошо, листочки зеленые, сочные. Второй рядок без воды начинает сохнуть, но мы его спасли. А в третьем рядку - пожелтели листья. Почему они не зеленые? Дети сами делают вывод, что для роста растений необходима вода, свет, тепло.

Каждое наблюдение, каждая моя беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.

Но у меня есть еще одна цель - вызвать у детей желание работать, потому что труд - источник изобилия. Здесь использую пословицы «Пчела мала и та работает».

Приучаю детей любить и беречь цветы на цветнике. Рассказываю, что вырванные цветы, поставленные в букет, приносят радость и красоту два - три дня. А цветы, которые цветут в поле, на лугу, в цветнике, радуют глаза долгое время.

Во время всех наблюдений, бесед на прогулке, на занятиях у детей возникает множество «почему» и «как?», «Зачем?». Не успеваешь ответить - и новый поток вопросов. Недаром утверждал К. Д. Ушинский: «Хотите научить ребенка логически мыслить - ведите на природу». В своей практике с детьми старшей группы использую проблемные вопросы, логические задачи, побуждающие детей к углубленному познанию мира.

Любят дети играть в подвижные народные игры, которые пришли к нам из глубокой древности. Это «Мак», «А мы просо сеяли», «Огурчики» и др. Каждая игра имеет большой познавательный и поучительный смысл. Она является доступной формой в усвоении детьми знаний о природе, бережного отношения к ней.

В старшей группе познакомила детей с Красной книгой. Дети знают растения, животных, занесенных в нее. Все на грани гибели и просят помощи у людей. Дети слушают, и я верю, что такие занятия принесут много полезного им и природе.

Я поддерживаю тесный контакт с родителями. Предлагаю устроить дома уголок природы не из искусственных цветов, а с живых, зеленых; если есть возможность - приобрести рыбку или птичку, кота или собаку. Дети обмениваются знаниями, приучаются заботиться о своих любимцах, помогать им. Особенно дети любят ухаживать за комнатными растениями. После выходных дней обращаю внимание детей на то, что в вазонах с растениями земля стала сухой, а листочки завяли, покрутились. Надо разрыхлить землю и хорошо подлить растения. Через некоторое время дети увидели, что растения совсем изменились. А я говорю, что это цветы так благодарят за заботу и помощь.

Одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Мой цветущий детский сад». Основной целью является воспитание у детей гуманно – ценностного отношения к природе. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности, как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей; умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы.

Таким образом, в нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности.

Считаю свою работу за этот учебный год насыщенной, интересной, трудоемкой.

Планирую на следующий год:

    Продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях детского сада.

    Продолжать работать над экологическим проектом «Огород наш, огород, все на нем всегда растет!».

    Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.

    Продолжать совместную работу с родителями.

Вскоре пойдут в широкий мир мои выпускники, но я все - таки верю, что зерна доброты, посеянные в их душах, не погибнут. Дети должны сажать деревья, разводить и ухаживать за цветами, радоваться мохнатой пчелке, звонким голосам птиц, оберегать и любить все, что просит помощи.

Пусть наполняются детские маленькие сердечки лаской и добром, щедростью и человечностью. Пусть никогда не жалуется на них искренняя и богатая матушка - природа. И все же верится: придут времена, когда люди станут другом и защитником природы.

Сторчак Надежда

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась разными видами деятельности и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы старались сочетать разные формы и методы экологического образования детей , чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности нам помогли нетрадиционные формы и методы - мультимедийные презентации, слайды, видеоклипы, экологические сказки и т . д.

Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях.


Занятия были построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.


Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний , а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей .

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на наш взгляд, является организация развивающей предметной среды .

В нашей группе имеется как традиционный уголок природы, так и уголок экспериментирования.



авная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям , что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.


Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них : они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Уголок экспериментирования - это новый элемент нашей развивающей предметной среды . В нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В уголке имеются различные колбы, пробирки, книги, энциклопедии. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм : стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований : песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеется лупа. Также есть микроскоп, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д.


Мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам :

«Удивительные свойства воды» ;

«Воздух-невидимка» ;

«Его величество огонь» ;

«Чудеса под ногами» ;

«Волшебный магнит»


В нашей группе организован игровой уголок : здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры . Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают , рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.





Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области охраны окружающей среды . С этой целью мы оформляли соответствующие стенды, проводили консультации, экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия» . В своих работах они отразили темы природы : это пейзажи, животные, цветы, птицы.

Были проведены беседы с детьми на тему : «Помоги птицам зимой» , целевые прогулки, наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам, чтение художественной литературы по теме, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков, эколого-просветительская работа с родителями .

Дети и родители узнали, что кормушки можно изготавливать из самых различных материалов : из пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны содержаться в чистоте, чтобы не стать источником болезни.


Нами был организован экологический проект «Огород на подоконнике» , в котором приняли участие дети нашей группы , а так же родители. Цель проекта : формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

Мы приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. Подбирали художественную литературу : стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Разбивали огород

Рассматривали семена (лук, огурцы, горох, пшеница, укроп, петрушка, фасоль) . Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи : растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах : поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка) .

Проводили анализ и обобщали результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку» , «Овощи с нашей грядки» , «Наш огород» , где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду и т. д. на своем подоконнике в группе . Провели конкурс «Угадай название овоща» . Родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.


В результате проектной деятельности у детей средней группы МБДОУ ДС №23 «Ромашка» сформировались представления о том, как можно вырастить ратения. Что для их развития необходимы такие факторы как : тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились выращивать рассаду из семян, научились различать семена овощей, закрепили свои знания об овощных культурах, у детей появилось желание самим выращивать растения из семян

Отчёт по самообразованию по теме

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2013год

Дата окончания работы над темой: май 2015 года

Предполагаемый результат:

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- в оспитание защитников природы;

Творческая активность воспитанников;

Внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

В результате проделанной работы:

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция: «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Добра

8. Акция «Посади дерево или цветок»

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

14. Проект «Волшебница зима»

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект.

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.

Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом:

«Сегодня не получилось

Обязательно получится завтра,

Надо только захотеть! »

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Загрузка...
Top