Как справиться с ленью и усталостью? Как приучать ребенка к труду, чтобы в будущем он не сидел на шее у родителей Чтобы воспитать в ребенке трудолюбие, необходимо

Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

Приучаем к труду сызмальства

Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

Приучаем к труду правильно

Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

Приучаем к труду с удовольствием

В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

Приучаем к регулярному труду

Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему - кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

Приучаем к осознанному труду

Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

Учитываем индивидуальные особенности ребенка

Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

  • Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
  • Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
  • Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
  • Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
  • Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
  • Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
  • Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
  • Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!

Как привить ребенку трудолюбие

Первое, что Вы должны сделать - это закрепить за ребенком некие домашние обязанности, которые он должен выполнять только сам. Запомните, не давайте ребенку очень сложных дел, пусть это будут легкие, нетрудные задания, с которыми он справиться без проблем. Покажите на собственном примере, что выполнение семейных дел является важным, закрепите за каждым домочадцем обязанности. Например, папа выносит мусор и покупает продукты, мама занимается мытьем посуды и готовит, сестра или брат отвечают за порядок в доме. Когда все домашние дела так распределены, ребенок будет ощущать некую ответственность, и понимать что все обязанности, и его, в том числе являются важными.

Когда мы вырабатываем в ребенке привычку трудиться, то так сказать, «убиваем двух зайцев», вырабатывая с помощью первой и вторую привычку – заботу об окружающих. Так что давайте работать над будущим ребенка.

Советы, которые помогут привить ребенку трудолюбие :

Поручая ребенку какое-то задание, подумайте, по силам ли оно ему, сможет ли он с ним справиться.

Не задавайте ребенку дел, которые ему не по душе. Выполнять свою работу он должен с удовольствием, только тогда он поймет, что в труде нет ничего плохого.

Проявляйте к ребенку уважение, не разговаривайте с ним приказным тоном. Обсуждайте заранее домашние дела, которые он должен выполнить. Советуйтесь с ним, тогда он поймет, что работа, которую он выполняет, является важна для семьи.

Учтите, что у сына или дочки могут быть и свои важные дела. Не загружайте их. Пусть Ваши дети имеют время для выполнения своих дел.

Не выполняйте за ребенка ту работу, которую он не успел сделать сам. Например, не собрал вечером игрушки. Не убирайте за ним, пусть убирает сам. Покажите ему, что устал не только он, но и Вы.

Не забывайте про похвалу за отлично выполненную работу. Иногда следует ребенка поощрять маленькими подарочками. Но при этом не перестарайтесь, иначе для него это станет как плата за выполненные задания, на которую он будет надеяться постоянно.

Когда поручаете ребенку некую работу. Не забывайте показать ему, как это нужно правильно делать, поначалу выполняйте задание вместе с ним.

И самое главное, научите ребенка уважать труд других людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребенку любовь к чтению

Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве.Сколько читать ребенку? – спросите вы.Детям, которы...

Как привить ребенку дисциплину.

Эта проблема типична для многих родителей. Статья дает советы, рекомендации как дисциплинировать поведение ребенка....

Прочитала статейку в вк где расказывается как научить ребенка чистоте порядку и труду. И эта тема меня давно волнует, ведь начинать надо пораньше. Вот пример из жизни: у моей знакомой старшему сыну почти 4 года, он сам моет посуду! А всё потому что он с 10 месяцев это делает(сначала конечно просто палькался в воде с посудкой). Так хочется чтобы и мой сыночек был хорошим помощником. Все, наверняка, уже знают основные правила в обучении данного процесса, но всё же приведу статью из вк:

КАК ВОСПИТАТЬ В РЕБЕНКЕ ПОМОЩНИКА?

Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок, виноваты сами родители. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребенка. 10 простых, но очень эффективных советов для умных мам.

1. Делать вместе

Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, я занята» - серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посади малыша рядом на кухне, дай ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или перебирании гречневой крупы.

Поставь рядом с взрослой гладильной доской игрушечную, и займитесь глажкой вместе. Не разграничивай домашние дела и общение с ребенком, а объединяй эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и наконец, благодаря маленькому волшебнику, нашли.

2. Отмечай успехи

Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших.

3. Учитывай характер

Старайся замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверяй ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы - мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим - требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давай каждому свое.

4. Играйте!

Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, - наверняка, таких приключений в жизни твоих детей еще не было.

5. Пусть помощь будет настоящей

Привлекай ребенка к помощи там, где она тебе действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей.

6. Оставь место для сюрприза

Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставь им такую возможность, дав понять, как тебя обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для тебя таким сюрпризом. Не скрывай своей радости и не скупись на похвалу.

7. Не рассчитывай на идеальное исполнение

Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругай его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который тебе придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.

8. Дай разобраться самостоятельно

Если ребенок долго выполняет домашнюю работу:
- не вмешивайся,
- не подгоняй
- и уж тем более не ругай.
Наберись терпения и дай довести процесс до финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется тебе помогать, а самой маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено.

9. Работа – не наказание

Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.

10. Не разделяй обязанности на «женские» и «мужские»

И мальчики, и девочки должны уметь:
- мыть посуду
- убирать свою комнату
- пришивать пуговицы
- и даже забивать гвозди.

1) Сегодня у меня в планах пропылесосить-как это сделать с ребенком который боится пылесоса???)) Попробую дать ему палку-типа пылесос и весело пожужжать, а потом он будет палкой пылесосить а я пылесосом.

2) Так же надо приготовить гречку- будем перебирать вместе, но уже страшно подумать что будет, может пылесос отложить на «после гречки»?)))

3) Котлеты- помнет фарш ручками, может слепит чего, туда лук добавим, хлеб покрошим и молоко.

В общем будет весело!)) расскажу что вышло

Все мы знаем, что большинство качеств и привычек приходят к ребенку благодаря взрослым. Детки прекрасно копируют поведение родителей и легко примеряют его на себя. И, если вам хотелось бы воспитать какое-либо качество у ребенка, сначала воспитайте его у себя. Возьмем, к примеру, трудолюбие, которое является очень важным аспектом всей жизни. И именно об этом сегодня и хотела бы поговорить.

Приучать ребенка к труду следует с самых ранних лет. И пусть сначала малыш будет, казалось бы, мешать при выполнении рутинных домашних обязанностей, не стоит отмахиваться от любой помощи крохи. Ребенка заинтересовал веник? Дайте ему его, пусть учиться подметать! И пусть вам потом придется убрать еще раз, но интерес ребенка стоит поощрять и радоваться ему.

Для того, чтобы в семье рос трудолюбивый ребенок, все семейные обязанности нужно разделить на всех домочадцев. И, несмотря на малый возраст ребенка, дать ему определенный фронт работ нужно обязательно. Естественно, первые задания будут самыми простыми и легкими, такими, которые дитя в силах выполнить. К примеру, помыть за собой кружку, полить растение, накормить кота, если - пусть научится их складывать… По мере же взросления обязанности тоже будут «взрослеть» и расширяться.

Если у вас растет помощница-дочка, то ее очень легко привлечь к домашнему труду, приобщая к готовке обеда для семьи. Придумайте для девочки игрушечную кухню. Если нет возможности купить такой игровой набор (игрушечная плита, посуда и т.д.), то не выбрасывайте емкости из-под кетчупа, баночки из-под кофе и т.д. Это и будет «настоящая» кухня для дочки. А лепить вместе вареники и пельмени, делать пирожки вообще не только весело, но и полезно для развития трудолюбия.

Если подрастает сынишка, то здесь следует постараться и папе. Но и другая работа, работа в помощь маме должна присутствовать также. Не стоит, кстати, приучать сына разделять обязанности на «женские» и «мужские». Пусть растет с осознанием того, что мальчику совсем не зазорно вымыть посуду и помыть пол.

Каждый элемент уборки можно представить в виде занимательной и веселой игры, с раздачей высоких баллов, которые потом превратятся в призы (мультик на выходные, дополнительная порция конфет, поход в кино и т.п.).

И еще, если вы действительно хотите, чтобы ребенок вырос трудолюбивым, не боящимся никаких задач и умеющим справляться с трудностями, никогда не ругайте его за не до конца убранную комнату. Он научится-таки убирать хорошо и качественно, но со временем. А вот хвалить за любую помощь, оказанную ребенком, очень важно. И всегда стоит замечать его успехи. Сказанная мамой фраза о том, «как все блестит и сверкает», для ребенка гораздо важнее простого «молодец».

Глядя на бесконечные разбросанные игрушки, грязные чашки и обувь, валяющуюся в прихожей, практически все родители мира задаются одним и тем же вопросом: как привить ребенку трудолюбие? Как сделать так, чтобы дорогое и любимое чадо начало уважать труд других и само наконец-то стало?

Когда начать

Трудолюбие - желание и стремление трудиться, это не врождённая черта характера человека, её нужно воспитывать, причём с самого раннего детства. В два-три года у детей формируется желание всё делать самим, в том числе и одеваться, а самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Важно не пропустить этот период, ведь убирать игрушки на место, умываться, причёсываться формирует, уверенность и желание преодолевать препятствия.

А что если позже?

Довольно часто родители по тем или иным причинам упускают этот момент, и тогда им необходимо приложить гораздо больше усилий, проявить фантазию, находчивость и, главное, ангельское терпение. Тогда ребенку возможно будет наверстать упущенное.

С чего начать?

В дошкольном возрасте дети живо интересуются той деятельностью взрослых, которую наблюдают. Они с большой охотой будут помогать вам гладить, подметать, чинить телефон, пылесосить. Чтобы не отбить у ребёнка желание трудиться, позволяйте ему помогать. Пусть он накроет на стол и вымоет пару тарелок или ложек. Очень важно ребенка любое дело делать наилучшим образом.

Способ, идеально подходящий для малышей - это помощь в форме игры. Например, собирая игрушки, можно соревноваться, кто быстрее соберёт кубики или машинки.

Пусть малыш спасёт всю галактику от нашествия пыли или прекратит мучения посуды, вымыв её. Неважно, в чём будет заключаться геройство ребёнка; главное, чтобы он сам поверил, что он настоящий герой, защитник и помощник.

Ещё один метод – показать яркий пример. Это может быть мультипликационный персонаж, или историческая личность. Рассказав ребёнку о нём, нужно постараться заинтересовать его, вызвать желание подражать.

Ставим задачи правильно

Что бы вы ни просили сделать своего ребёнка, никогда не используйте приказной тон. Любой человек, в каком возрасте бы он не находился, - в 3 года, 15 или 45 лет, гораздо лучше отзывается на просьбу, чем на приказ. А потому вместо: «Сколько можно говорить…», - постарайтесь использовать более мягкие формы.

Часто дети отказываются делать что-то, потому что плохо понимают, что от них требуется. Формулируя задания, которые вы даёте ребёнку, постарайтесь делать это максимально конкретно. «Убери у себя в комнате» звучит чересчур абстрактно. Это может подразумевать под собой генеральную уборку. «Повесь на место свою одежду и убери книги» - эта форма понятнее, яснее и доступнее.

Собственный пример

Один из самых лучших учителей - это собственный пример. Для ребёнка родители- своеобразный эталон поведения. Показывая ребенку, как можно легко и просто выполнять те или иные поручения, вы докажете ему, что в этой работе нет ничего страшного. Главное помнить: ребенок не должен думать, что работа по дому - это тяжкий труд или наказание.

Старайтесь делать всё с настроением, покажите чаду, что даже делая довольно простые вещи, можно получить удовольствие: пусть не от процесса, но от результата. Тогда, помогая папе забивать гвозди, маленький мужчина почувствует себя по-настоящему взрослым, ведь он выполнил очень сложное поручение. Юная хозяйка, приготовив первый в жизни салат, испытает одно из самых лучших в мире чувств, когда увидит, как её семейство с удовольствием уплетает её стряпню.

Соизмеримость

Не поручайте ребёнку то, с чем он не справится. Не стоит просить его расставлять дорогую бьющуюся посуду: если он ещё недостаточно ловок, то разбитый салатник огорчит его и отобьёт желание заниматься подобной работой. Следите, чтобы дети не поднимали тяжести и не брали опасные предметы, когда вы их не контролируете. Помните: если задание посильно, то и выполняется с интересом и удовольствием.

Обязанности

Важно, чтобы ребёнок понимал, что в семье есть не только у родителей, но и у него- постоянные, а не от случая к случаю. Поручите кормить рыбок, убирать постель, расставлять книги на полочках, поливать цветы. Интерес к труду усиливается, если ребёнок видит пользу сделанного.

Родительская опека

Часто, считая, что дети ещё маленькие или болезненные, либо, ссылаясь на нехватку времени и терпения, родители выполняют за детей их обязанности. Отсутствие необходимости прикладывать усилия воспитывает у детей лень, равнодушие, эгоизм.

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно!

Постарайтесь помогать ребёнку только тогда, когда он просит об этом.

Совместный труд

Включение ребёнка в посильную работу в семье делает его жизнь более интересной. Кроме того, совместный труд сплачивает семью, ребёнок чувствует свою значимость. «Мы пекли с мамой пирожки», «Мы с папой чинили машину» - с гордостью рассказывают дети.

Почаще просите помощи: положи в холодильник покупки, вытри лужу в ванной, выброси в мусор пустой пакет со стола, подай тапочки и т.д. Со временем ребёнок сам будет замечать, что надо сделать.

Не переделывайте при них их работу! И обязательно хвалите детей за сделанное дело!

Из привычек формируется поведение, из поведения- характер. Всё в наших руках

Анжела Воропай

Дети не любят помогать и трудиться, вполне распространённая проблема современных родителей. Вместе того чтоб помогать, ваше чадо играет на компьютере или же смотрит телевизор, да с этим очень часто сталкиваются многие родители. Основная проблема в том, что дети просто не приучены к малейшему труду, и по истечению времени они, конечно же, не будут проявлять инициативу.

Как приучить чадо к труду

С самого детства необходимо приучать своё чадо к труду, так как это заложит у него привычку помогать родителям. Если вы будете жалеть своего ребёнка, и всячески ограждать ребёнка от болезни, ни к чему хорошему это не приведёт. Через пару лет вы не сможете доверить ребёнку работу, так как он не сможет с ней справиться ибо вы всё время пытались освободить его от работы, в надежде что когда то в будущем он исправно будет помогать своим родителям и вырастит трудолюбивой личностью.

Но всё можно исправить, чаще просите ребёнка о помощи, за оказанную помощь старайтесь поощрять вашего ребёнка и в следующий раз он сам предложит свою помощь. Принимайте помощь ребёнка, а также доверяйте ему исполнение домашних дел. Ребёнок может сам убрать в своей комнате, а также вынести мусор и помыть посуду, ведь это вовсе не сложно и он справится с этим на сто процентов. Приучайте своего ребёнка к труду, это поможет ему с детства осознавать важность труда, а также отлично развивает у ребёнка самостоятельность.

Доверенная вами работа, развивает у ребёнка такие качества: выносливость, а также настойчивость, это поможет ему добиваться поставленных целей и доводить всё начатое до конца. С терпением и пониманием относитесь к своему чаду, распределите обязанности между всеми членами семьи, он должен чётко понимать, что у него есть свои обязанности, которые он беспрекословно должен исполнять. Если вы будете повышать голос на ребёнка, охота что-либо делать у него отпадёт, и он вряд ли захочет помочь вам и проявить инициативу.

Трудолюбивым детям намного легче в жизни, ведь они не боятся работы и могут справиться с любой работой и довести начатое до конца. Для того чтоб вырастить трудолюбивого ребёнка необходимо прививать у него любовь к труду с ранних лет. Если ваш ребёнок хочет помочь вам и у него что-то пошло не так, поддержите его, это лишь укрепит его желание помочь. Очень часто дети копируют поведение родителей, если они тяжело работают, то ему тоже захочется присоединиться к вам и станет активно помогать.

Как воспитать ребёнка трудолюбивым видео

Правильный пример от родителей

Если ребёнок видит, что родители не любят трудиться и всё свободное время проводят около телевизора, у него не будет никакого желания помогать и через несколько лет он будет вместе с родителями смотреть телевизор. Вы можете попросить ребёнка помочь, но если у него возникли проблемы, обязательно успокойте своего ребёнка и постарайтесь помочь ему. Сначала покажите ребёнку, что нужно сделать и четко объясните, что именно он должен сделать, если он просит помощи, помогите ему и скажите, что в следующий раз у него всё получится. 1 )

Приветствую вас, дорогие мамочки!

Сегодня я хочу поднять важную тему, как воспитать трудолюбие у ребенка в наш век технического прогресса. Что делать, чтобы ребенок любил и уважал труд? С какого возраста нужно начинать воспитывать это качество? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

Итак, начнем по порядку. С вас, милые мамы. Да-да, именно с вас. А вы любите труд? С удовольствием хлопочите по дому или потому что «надо»? Рано просыпаетесь, чтобы напечь гору блинов для любимых или покупаете хлопья? Ведь ребенок, уже только родившись, впитывает ваше поведение и отношение к миру. И если вы не любите трудиться, вам будет очень трудно воспитать это в детях. Чтобы вы не говорили, как бы не ругали, он будет просто все делать, как вы. Так что, если хотите, чтобы ребенок вырос трудолюбивым, начните в первую очередь с себя. Ну а если с этим пунктом у вас все нормально, читайте дальше.

Воспитание трудолюбия у детей

Ребенок от рождения до 2 лет

Итак, малыш до года пока только наблюдает за мамой и «мотает на ус» что и как делать. А с первыми самостоятельными шагами перед ним раскрываются огромные возможности — он, наконец, может потрогать, подержать и попробовать на вкус те предметы, которые мамы постоянно держит в руках. Как долго малыш ждал этой возможности!))) Все, что не угрожает безопасности малышу и спокойствию мамы, может служить отличным тренажером для дальнейших трудовых навыков ребенка — как держать ложку, вилку, тарелку и другую посуду, он учится именно сейчас. Разрешайте ребенку, и его багаж знаний начнет пополняться с каждым днем.

Ребенок от 2 до 3 лет

Когда ребенку исполнилось 2 года, он вполне может помогать маме и папе. Конечно не по-настоящему. В этом возрасте он только знакомиться с различными видами труда. Дети очень любознательны по своей природе, и они очень хотят делать все то, что делаете вы. Не отказывайте им. Конечно, это тормозит нашу работу или даже останавливает ее, но это вклад в будущее. Если сейчас отбить у детей интерес к труду, потом восстановить его будет почти невозможно. Чем больше будете им разрешать делать что-то вместе с вами, тем больше они будут делать, когда вырастут. Для мальчиков важно помогать папе, а для девочек — маме. И не важно, если мальчики больше помогают маме, а девочки — папе, все, что они делают руками, развивает мелкую моторику, а это, в свою очередь, ускоряет умственное развитие малыша.

Если детишки просили мне помочь, я просто клала их руку на то, чем я работала: ложку, ножик, черпак и мы делали это вместе.Дети так радовались этим простым, для нас, действиям. Их глаза светились от гордости за то, что они это ДЕЛАЮТ. Не лишайте их этих бесценных минут собственной значимости.

Дальше ребенок уже пробует делать что-то самостоятельно. Конечно, выходит не сразу, и тут маме важно поддержать малыша, чтобы он верил в себя и в свои силы. Говорите ему: » Все хорошо. Давай еще раз попробуем. Прошлый раз не считается. Да ты просто молодчина».

Например, наши дети от 2 до 3 лети уже пробовали сами — месить тесто, подметать пол, мешать салат, загружать стиральную машину, забивать гвозди, поливать цветы и многое другое.

Ребенок от 3 до 4 лет

Когда ребенку наступает 3-4 года, он уже многое знает и умеет. И тут важно совершенствовать навык. Привлекайте его к общей работе, мотивируйте, вдохновляйте и хвалите. Главная задача — привить любовь к труду и веру ребенка в то, что он все сможет. Если вы видите, что что-то не получается, попросите его через некоторое время сделать это еще раз. Покажите тонкости, о которых он не знает. Поднимите интерес и азарт ребенка и через некоторое время он будет это делать почти так, как вы. Но дело не в том, как он будет это делать, а то что он это будет делать с удовольствием.

Отдельно хочу написать про ножницы. Я их давала детям с 2 лет. Да, они в первое время могли порезаться, но это было несколько раз, и дети быстро овладевали умением резать. В итоге — мелкая моторика великолепно развивалась и у детей были блестящие, по моей точки зрения, результаты — старший сын уже к концу садика лучше всех в группе вырезал ножницами, а в первом классе писал так, как я в четвертом. Средний сын после ножниц освоил нож и уже в 5 лет нарезал мелко салаты. А младшая дочь уже к 3-ем годам научилась обрезать себе ногти на обеих руках. У всех детей есть свои способности, но чтобы они проявились, нужно дать им эту возможность. Поэтому не жалейте время и предметов быта и вы будете приятно удивлены!

Ребенок от 4 до 6 лет

В 4-6 лет наша задача сделать труд ребенка систематичным, чтобы трудовые навыки стали привычкой. Ребенок должен понять, что труд это не наказание, это образ жизни, мы трудимся всегда и везде. И это нормально. Если трудится все семья, значит ни кому ни каких поблажек. Каждый может оказать посильную для него помощь. Поели — чашку с тарелкой кладем в раковину, что-то опрокинули — убрали за собой, встали — застелили постель. Генеральная уборка — ребенок убирает свою полку и зону с игрушками. И тут важная задача — в воспитании должны участвовать оба родителя — дети ложны знать, что такое дисциплина, контроль, соответствующее наказание. И этот момент в воспитании лучше удается папе. Мы, мамы, слишком добрые по своей природе, нам трудно быть строгими и бескомпромиссными, и дети знают это. Поэтому «не рвите горло», прося очередной раз ребенка убрать за собой, а позовите мужа…


Папа — главный в семье, и дети должны знать это
. У ребенка должен быть авторитет, на которого он ровняется, и которого он уважает. Только тогда он будет ответственно относится к своим обязанностям. Он будет знать, что это правило и нарушать его нельзя. А наше, мамское дело, поддерживать во всем папу…)

Если вы все правильно сделали, к 6 годам у вас есть полноценный помощник, который:

  • знает свои обязанности;
  • много умеет;
  • постоянно совершенствует свои знания и умения;
  • не боится нового опыта;
  • верит в себя и свои силы.

Наш старший сын к этому возрасту — мыл посуду, убирал, застилал постель, смотрел младших, пек блинчики, сам стирал носки.

Милые мамочки, дети очень много могут. Дайте им шанс показать вам это!

Искренне ваша, Анна Геращенко

Наши руки не для скуки

Мне, наверное, никогда не понять родителей, сетующих на то, что ребенок ничего не хочет делать по дому. Честное слово, в детстве я очень редко подметала пол, а посуду мыла только по праздникам. Встав из-за праздничного стола, папина сестра обычно брала полотенце и заговорщически слегка кивала в сторону кухни. На кухне обязанности распределялись таким образом: тетя Рая брала на себя функции ОТК, проверяя, хорошо ли смыт жир с тарелок, и заодно насухо вытирала чашки-блюдца. Я мыла посуду и прислушивалась к тому, что творится в комнате. Минут через десять-пятнадцать, видя, что на кухне меня уже не удержать, тетя объявляла перерыв. После которого мы менялись местами.

Каюсь: самостоятельно готовить я начала, только отделившись от родителей, когда мне уже, мягко говоря, было далеко за 20 и даже 25. До этого момента я лишь изредка выполняла на кухне роль "подай-принеси", почисть картошку и нарежь салат. Вот салаты делать я обожала! И до сих пор делаю это с огромным удовольствием.

Ни меня, ни брата родители не заставляли ни пылесосить, ни пол подметать, ни мусор выносить на помойку (мы жили в доме без мусоропровода), ни стирать. И тем не менее я все это стала с удовольствием делать, когда зажила отдельно от родителей. Просто потому, что рядом уже не было мамы. Взрослый человек, я прекрасно понимала: кроме меня, домашние дела никто не сделает. И лучше не копить кучу малу, а решать домашние проблемы по мере их возникновения. Так больше времени останется на более увлекательные занятия. Этим правилом руководствуюсь до сих пор. Как бы ни устала, но через день обязательно мою полы и вытираю пыль (иначе скопившаяся пыль может спровоцировать у мужа аллергию). И еду готовлю, хотя, честно говоря, отношусь к этому как к суровой необходимости и особыми кулинарными талантами не отличаюсь. Но если муж и сын мою стряпню едят, значит не так уж все плохо.

Так что когда друзья жалуются на нерадивых детей, всегда отвечаю: "Заживет своей семьей, отделится от родителей — всему научится".

И все-таки навыки самообслуживания прививать чаду надо. С какого возраста начинать? Давайте послушаем, что говорят психологи.

Сделайте ему интересно

Вообще-то воспитывать малыша надо уже тогда, когда он еще, образно выражаясь, поперек лавки лежит. Когда грудничок впервые тянет ручонки к погремушке, одна мама заботливо вложит погремушку в ручку, а другая будет наблюдать, как малявка пыхтит изо всех сил, пищит, но пытается дотянуться до желанной цели. Права вторая мама. Она воспитывает в чаде самостоятельность и стремление добиваться поставленной цели, надеясь только на свои силы. Что равносильно трудолюбию.

Родители ведь должны научить детей не тому, как готовить обед и стирать белье (хотя и это, безусловно, важно), а самостоятельности, умению преодолевать трудности, сформировать активную позицию ребенка по отношению к окружающему его миру. Впрочем, это все научные изыски, надо просто знать: прививая дитятке навыки самообслуживания и поощряя его (ее) усердие, когда он (она) помогает нам по дому, мы облегчаем детям жизнь в будущем и закладываем основу их будущего жизненного успеха. Вот так-то — ни больше, ни меньше.

Поэтому постарайтесь не ограничивать инициативу малыша . Если стараться предугадать все действия родной кровинушки, то ничего хорошего из этого не выйдет: у ребенка угаснет самая главная сила, которая направляет его, интерес. Пусть карапуз самостоятельно соберет пирамидку, дотянется до погремушки, перелистает страницу книжки. А заодно и научится трудиться.

Карапузам, которым уже исполнилось год-полтора, надо терпеливо прививать навыки самообслуживания. Пора приучать малыша умываться, пользоваться полотенцем, складывать игрушки, застегивать пуговицы. Конечно, придется ему помогать, пока не выработается привычка проделывать все это самостоятельно.

Помните: ребенок учится каким-то действиям, когда начинает подражать старшим. Поэтому, если ваше чадо рвется помочь папе или маме пропылесосить ковер, не отталкивайте его, не глушите инициативу. Наоборот, всячески привлекайте ребенка и к уборке дома, и к приготовлению еды.

Года в три карапуз начинает твердить: "Я сам!" Отлично! Задача родителей — незаметно помогать и как можно чаще хвалить малыша, даже за самые малюсенькие победы. А чтобы легче было это делать, надо придумать потомству постоянные домашние обязанности. Например, убирать посуду со стола, поливать цветы, вытирать пыль, застилать постель и т.д. Главное — чтобы поручение было постоянным, по силам малышу и чтобы никто, кроме него, не мог это выполнить. Одним словом, поручив что-то ребенку, дождитесь, пока он все сделает, и не стремитесь выполнить работу за него.

Вам некогда ждать, проще одеть карапуза самому и быстренько отвести его в детский сад? Так разбудите его на полчаса пораньше, уложив вечером пораньше в постель. Иначе вы просто-напросто убьете стремление к самообслуживанию. Но не забывайте помогать маленькому человеку. Например, стяните носок наполовину, чтобы ребенку было легче его снять, или помогите просунуть голову в свитер, а ручки уже пусть просовывает сам.

Никогда не подгоняйте ребенка! Чем больше вы его поторапливаете, тем медленнее он будет все делать. Хотя бы из-за свойственного всем детям упрямства. Будьте терпеливы — рано или поздно у малыша все начнет получаться, движения станут быстрыми и уверенными.

Если у ребенка что-то не получается, сделайте это вместе. Покажите, как надо, проговорите медленно каждое свое движение, объясните, где ошибка и как ее исправить. И обязательно найдите, за что похвалить чадо. Дайте малышу почувствовать, что его старания не напрасны, что он приносит пользу не только себе, но и окружающим. Скажем, "Я сегодня так устала, а ты мне помог, убрал со стола. Молодец!"

Будьте готовы к тому, что ребенку все надо постоянно напоминать. Но делать это нужно вежливо и таким тоном, как если бы вы говорили со взрослым человеком.

Учить детей надо играючи . Это относится и к домашним делам. Если ребенка заинтересовать, он горы свернет. Придумайте занимательную игру. Скажем, машинку надо поставить не на полку, а загнать в гараж, куклу уложить спать, а нож ну очень скучает по работе. Так давай позволим ему нарезать салат. А так как самостоятельно нож с этим не справится, мы должны ему помочь. Можно устроить и соревнование: "Давай посмотрим, кто быстрее — ты комнату подметешь, или я посуду помою".

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже "игрушечного" труда, который ему ничего не стоит. Но нельзя делать помощь по дому средством для достижения другой цели ("Пока не уберешь комнату, не пойдешь гулять"). Иначе дети будут воспринимать труд как нечто вынужденное, помощь по дому потеряет свою привлекательность, перестанет увлекать и приносить радость.

Бывает, что в стремлении привить трудовые навыки подрастающему поколению господа взрослые забывают, что имеют дело с детьми. У детской исполнительности есть законный предел. Если ребёнок хотя бы в течение пяти минут исполняет чью-то просьбу, его уже можно считать послушным и трудолюбивым.

Основные правила

— Не подавляйте инициативу малышу — научиться чему-либо можно только путем проб и ошибок, то есть только на практике.
— Прежде чем что-то поручить ребенку, покажите, как это сделать. Объясните алгоритм действий и посмотрите, как справляется с заданием ребенок. Если что-то не получилось, найдите, за что ребенка похвалить и тактично исправьте ошибки. Наберитесь терпения. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз вместе.
— Будьте последовательны в своих требованиях.
— Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Труд должен быть посильным и требовать физических и умственных усилий.
— Превратите домашнюю работу в увлекательную игру.
— Учите ребенка уважать труд других людей. Рассказывайте малышу о своей работе, о работе других близких.
— Тактично оценивайте результаты труда ребенка. Постоянно хвалите его за старательность и прилежание. Критикуйте только результат или способ, а не самого маленького исполнителя.
— Работа не должна быть однообразной. Чтобы ребенок отдохнул, предлагайте ему разную работу: полил цветы, а теперь давай вместе приготовим обед.
— Очень важен тон, которым дается поручение. Уважительная просьба выполняется охотнее, чем безапелляционный приказ.
— Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все получилось — не раздражайтесь, объясните ещё раз.
— Всегда привлекайте ребенка к большим семейным делам (когда надо накрыть праздничный стол, прибраться к приходу гостей, навести порядок после праздника) и приучайте начатую работу доводить до конца.
— Постоянно пересматривайте и расширяйте круг обязанностей своего ребенка.
— Нельзя наказывать ребенка трудом ("Ты меня не слушаешься, поэтому вымоешь посуду").

Устраиваем постирушки

Мы уже говорили, что в общении с ребенком важен принцип "делай, как я". Чтобы научить малыша стирать, продемонстрируйте этот процесс на своем личном примере. Возьмите кукольную одежду или носовой платочек, кусок мыла, налейте в тазик теплую воду. Покажите малышу последовательность действий и попросите, чтобы он повторил их. При этом любое свое действие надо озвучивать: "Кладу в тазик одежду, беру мыло, тру на одежде пятнышки, беру одежду двумя руками и опять тру пятнышки, видишь — я тру один кулак о другой, а теперь надо вылить грязную воду, налить чистую и прополоскать то, что стирал. Потом мы это выжимаем, вешаем на веревочку и расправляем". Хорошо, если веревочка будет на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно повесить выстиранную вещь.

Одного раза будет, конечно, мало. Поэтому время от времени надо говорить малышу: "Пойдем, я постираю, а ты мне поможешь". С каждым разом давайте карапузу больше самостоятельности. Сначала пусть повесит то, что вы постирали. Потом пусть принесет грязную вещь и потрет ее мылом и т.д. Постепенно вы увидите, что с несложной постирушкой ребенок справляется уже без вашего участия. Сколько времени на это уйдет? Чем чаще будут такие совместные постирушки проходить, тем быстрее ребенок освоит это нехитрое дело.

Готовим бутерброды

Возьмите сыр, колбасу, в общем, все, что вы хотите положить на хлеб, нарежьте в присутствии ребенка все это хозяйство тонкими ломтиками.

Пусть малыш попробует даже сам что-то нарезать. Для этого вложите нож в его ручку, сверху положите свою и водите ножом. Малыш будет в восторге, честное слово!

А если еще предложить крохе самому украсить бутерброд, намазать на него масло, красиво уложить на подносе или блюде — в следующий раз он сам, без всякого напоминания, вызовется помогать вам на кухне.

Обязательно похвалите своего помощника. Причем в присутствии других членов семьи. А поедая бутерброды, не забывайте их нахваливать и подчеркивать "авторство".

В следующий раз ребенок захочет уже приготовить салат, а там, глядишь, и до картошки с яичницей очередь дойдет.

Учимся мыть посуду

Сначала спросите у малыша, зачем надо мыть посуду. Поинтересуйтесь, что будет, если она останется грязной. Пусть выскажет свою версию. А потом расскажите, что остатки еды и жир на тарелках со временем портятся, распространяются неприятные запахи, на тарелках заводятся вредные существа — микробы. Если из такой посуды поесть, можно заболеть.

Теперь можно приступать к показательной мойке. Возьмите две небольшие немытые тарелки (опыты лучше проводить над небьющейся посудой), моющее средство и губку.

Покажите малышу, как вы наносите моющее средство на губку, как протираете тарелки и промываете их чистой водой. Заострите внимание ребенка на том, что моющее средство надо обязательно тщательно смывать, чтобы оно не портило вкус пищи, которую он же потом будет есть из этой тарелки. Протрите тарелку полотенцем и поставьте на полку или сушку.

Покажите, как после мытья посуды вы тщательно промываете губку.

Последовательность действий малыш, конечно, запомнит не сразу. Ничего страшного. Просто зовите всякий раз, как собираетесь мыть посуды, обращайтесь к нему за помощью: "помоги мне, пожалуйста, без тебя я не справлюсь". А моя посуду, подробно комментируйте каждую мелочь и объясняйте, зачем вы это делаете. И обязательно хвалите!

Вот так, шаг за шагом, вы и вырастите настоящего помощника.

«Сын (дочь) ни в какую не желает убирать свои игрушки. Это у нас камень преткновения. Не проходит и дня, чтобы из-за уборки не было скандала. Пожалуйста, подскажите, как быть?»

Подобные жалобы психологам приходится слышать сплошь и рядом. Порой борьба за дисциплину настолько выматывает обе стороны, что у детей развиваются неврозы, а для родителей бытовые конфликты выходят на первый план, и ни о каком полноценном духовном общении с ребенком речи уже не идет.

Что тут можно посоветовать? Спокойствие, только спокойствие!

В конце концов, неужели мир рухнет оттого, что в детской не будет идеального порядка? И неужели он, этот порядок, стоит стольких нервов, слез, криков, взаимных обвинений и обид?

Если порядок - самоцель, то и ребенка заводить не следовало, ибо рождение малыша неизбежно вносит сумятицу в жизнь взрослых. Дети повсюду суют свой нос, все хотят достать и потрогать, постоянно что-то ломают, разбирают, разбивают.

А что касается уборки игрушек и прочей помощи по дому, то многим детям бывает трудно заниматься ею изо дня в день в силу своих возрастных особенностей. Дошкольники и младшие школьники часто непоседливы, легко переключаются, отвлекаются, у них еще слабо развитое волевое начало. Все это не располагает к монотонной, рутинной домашней работе, которая, честно говоря, и у многих взрослых не вызывает восторга. В каком-то смысле ребенок - всегда беспорядок, всегда нарушение привычного хода вещей, иначе он не был бы ребенком, а был бы роботом или маленьким старичком. Только вряд ли такая перспектива обрадовала бы родителей.

Конечно, приучать детей к труду и порядку необходимо, и чуть позже я подробнее остановлюсь на том, как тут лучше действовать. Но надо, чтобы это приучение не выливалось в бесконечные конфликты и не набивало оскомину (а порой и синяки на мягком месте!).

Конфликт полов

Во-вторых, на мой взгляд, следует задуматься над тем, что неаккуратность обычно проявляют мальчики, а сетуют на нее матери. То есть мы имеем дело с одним из проявлений «конфликта полов».

Попытка подчинить мужскую природу женской ни к чему хорошему не приводит. Тем более, что в русской культуре для мужчин приоритетно другое: доброта, широта натуры, благородство, храбрость, выносливость. Очень часто женщины, которые доводят ребенка до невроза, пытаясь воспитать из него чистюлю и аккуратиста (вы только вдумайтесь в эти слова, ведь они о стольком говорят, далеко не в каждом языке найдется их эквивалент!), негодуют на своих мужей за педантизм, занудство, болезненную брезгливость. Подобные черты у наших мужчин обычно сочетаются а мнительностью и повышенной осторожностью, которую трудно отграничить от трусости.

Женам такие черты характера не нравятся, но они не понимают, что это две стороны одной медали, что в жизни все взаимосвязано. В рамках другой культуры (например, немецкой или английской) существует другая система приоритетов. В частности, там от людей не требуется широта натуры. И педантичность в этой культуре будет восприниматься со знаком плюс. Англичане гордятся, даже кичатся своей аккуратностью и пунктуальностью. Известная английская поговорка гласит, что «точность - вежливость королей», и в английском характере педантичность вовсе не сопрягается с трусостью. Англичане - народ отважный, любители опасных приключений, в которых приходится рисковать жизнью. Это по натуре завоеватели, что подтверждает долгая насыщенная бурными событиями история Великобритании.

Но что поделать? Мы не английские джентльмены. Мы живем в иной, российской реальности, в которой тоже есть и свои плюсы, и свои минусы. И не считаться с этим - значит наносить ущерб своему ребенку. А, в конечном итоге, себе самому.

Однако, с другой стороны, неряхи и распустехи в нашей культуре вовсе не являются идеалом. Следовательно, матерям надо искать компромисс, «золотую середину», исходя из которой предъявлять требования к ребенку.

Как скучное сделать интересным?

Вполне простая вещь: убирать игрушки скучно. Сколько этим ни возмущайся, но это так. А интерес - важнейший стимул деятельности! Не только для детей, но и для взрослых. Стало быть, необходимо искусственно создать, подогреть его.

Самый эффективный способ - это превратить уборку в интересную совместную работу. Дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно с охотой откликаются на предложение родных сделать что-либо сообща. Их отказы в большинстве случаев обусловлены не вредностью, а страхом, что задание окажется чересчур сложным, и они с ним не справятся.

В процессе совместной работы лучше всего рассказывать сыну или дочери что-то интересное, беседовать о чем-нибудь постороннем, не связанным с тем, чем вы сейчас занимаетесь. Тогда психологический акцент будет перенесен на беседу, и работа из скучной повинности превратится в приятное времяпрепровождение. Ребенку это может так понравиться, что, желая побольше пообщаться с вами, он начнет вам предлагать свою помощь и в других ситуациях; можно предложить соревнование: кто больше игрушек уберет.

Можно засчитывать очки и назначать призы.

Можно, походя, поиграть в кукольный театр. Допустим, непослушный Мишка не хочет залезать в ящик, а послушный Динозаврик помогает собрать разбросанные детали конструктора и придумывает, как заманить в ящик непослушного Мишку.

А как насчет вознаграждения?

Мне кажется, не произойдет ничего страшного, если вы пообещаете в награду за труд какое-то лакомство, мультик, чтение любимой книжки и т. п. Не в качестве платы за услугу, а именно как награду, поощрение. Ведь когда человек делает что-то хорошее, его тоже хочется порадовать в ответ. Важно только, чтобы награда не была чисто материальной. Один раз дали конфетку, другой - приласкали, поболтали о том о сем, третий - поиграли, четвертый - приготовили на ужин вкусные пирожки. И не обязательно поощрять немедленно, «не отходя от кассы». Вы же не животное дрессируете, которое через десять минут забудет, за что ему дают сахарок. Надо создавать не ощущение торговли или взаимовыгодного обмена услугами, а теплую, дружескую атмосферу, когда люди с любовью заботятся друг о друге.

А вот деньги за работу по дому предлагать ребенку не стоит! Это абсолютно выпадает из традиций нашей культуры, которая практически вся целиком - хотим мы этого или не хотим! - зиждится на православной основе. В России вообще очень мало что измеряется деньгами. Даже сейчас, когда, казалось бы, все продается и покупается, в нашей стране выигрывает тот, у кого есть сто друзей, а не сто рублей. По дружбе, из хорошего отношения люди здесь сделают для вас гораздо больше, чем за деньги.

И уж тем более нелепо переводить на рыночную основу отношения между родными и близкими. Получается, что вы уже не родственники, а наемные работники. Пока платите, человек трудится. А кончились денежки - до свидания!

Разумеется, ребенок так связно вам все это не объяснит, но он инстинктивно почувствует неестественность ситуации, и у него могут быстро развиться патологические деформации характера. Порывшись в памяти, вы, вполне вероятно, и сами вспомните случаи, когда родители, поддавшись новомодным веяниям, попытались платить ребенку за выполнение домашней работы или приготовление уроков. Но быстро отказались от этого «воспитательного» принципа, поскольку у их чада развились такие непомерные аппетиты, что оно стало требовать денег буквально за каждый плевок.

Я же расскажу всего одну историю, хотя помню не одну, не две и даже не десять.

Ярослав полтора года перед школой жил у бабушки, потому что мама заканчивала институт. Бабушка (конечно, из лучших чувств!) безобразно разбаловала внука, и, когда он вернулся к родителям, начались столкновения. Он не убирал за собой не только игрушек, но даже трусов. Снимет - и бросит на пол. И если мама их не подберет, они будут неделю лежать, а ему хоть бы хны.

Молодая мама была в растерянности. Обратиться за советом не к кому: своя мать скажет, что ребенка нужно ублажать, чтобы обеспечить ему счастливое детство. Свекровь в другом городе. Не будешь же с ней по междугородке обсуждать такие пустяки. У подруг детей еще нет.

И тут на глаза ей попалась книжка одного американского автора. А в ней советовалось платить ребенку деньги за работу по дому. Логика была простой: пусть ребенок сызмальства приучается зарабатывать, тогда он вырастет трудолюбивым и бережливым.

Надя послушалась совета заокеанского воспитателя и начала платить Ярославу за наведение порядка в его комнате. Он воодушевился, стал приглядываться к витрине отдела игрушек, лелея заманчивые планы. Но через неделю, видимо, понял, что такими темпами скорого результата не достигнуть, и принялся вымогать деньги за одно, другое, пятое, десятое. Когда дошло до платы за чистку зубов, мама сломалась.

Это был уже не ребенок а какое-то алчное, ненасытное чудовище - рассказывала она. И знаете, когда я ему жестко заявила, что больше такого не будет, иначе я тоже потребую с него платы за мои услуги, у него как гора с плеч свалилась. Вроде бы, он горевать должен, а Ярослав вздохнул с облегчением. Наверное, в глубине души он тоже считал все это противоестественным.

Последнее наблюдение абсолютно верно. Поскольку наша культура и родовая память подают ребенку сигналы, что он нарушает важные, основополагающие нормы, ребенок нервничает, пытается найти утешение. В поисках утешения цепляется за вожделенные блага (в данном случае за мечту об игрушке). Хочет поскорее их обрести. Для этого вымогает деньги. Тревожные сигналы усиливаются. Он нервничает еще больше. И это продолжается по нарастающей, пока у родителей не лопнет терпение или у ребенка не случится нервный срыв.

В Америке же, стране с протестантской основой, где деньги одна из важнейших жизненных ценностей, мерило всех вещей (ведь там даже о человеке часто говорят, что он стоит столько-то долларов!) такого резкого «сдвига по фазе» не происходит. Там подобные воспитательные принципы более органичны, поскольку они зиждятся на протестантской этике. Хотя, если говорить совсем серьезно, фетишизация денег все равно приводит к личностным искажениям. И многие американцы это понимают.

Кого мы воспитываем: ребенка или собаку Павлова?

Но позвольте! - воскликнете вы. - Ребенок - это же не собака Павлова. Если человек не научится трудиться просто так, безо всяких подкреплений и стимулов, из чувства долга, он вырастет безответственным! И ему придется в жизни очень трудно!

Ну, что на это скажешь?

А вы… ответьте, положа руку на сердце: вы много делаете «просто так, безо всяких подкреплений»? Разве мы с вами не ждем за свою работу награды: кто - моральной, кто материальной, а кто - и той и другой вместе?

Набор наших стимулов, конечно, разнообразен: тут и зарплата, и самоутверждение, и все тот же интерес, и радость творчества, и многое-многое другое. Но главное - стимулы есть.

И домашние обязанности мы взваливаем на себя по вполне понятным причинам. Выходя замуж и заводя ребенка, женщина понимает, что ей придется делать по хозяйству гораздо больше, чем раньше, но это искупается счастьем семейной жизни, избавлением от одиночества, обретением мужской поддержки, радостью материнства и т. п.

Маленькому ребенку подобные соображения недоступны, и негодовать на него из-за этого просто глупо. Вы же не сердитесь на шестимесячного младенца из-за того, что он еще не умеет бегать и прыгать! А это вполне сопоставимые вещи.

В родительской любви ваш ребенок, надеюсь, не сомневается. А если заставить его усомниться («не будешь убираться в комнате - не буду тебя любить»), то можно нанести ему психическую травму. Сами посудите, стоит ли овчинка (неубранные игрушки) выделки?

Себе ребенок еще не принадлежит и почти все делает не по велению души, а потому, что на то его нацеливают взрослые. Мы определяем за детей, что им есть, что носить, куда ходить, чем заниматься, чем интересоваться, как себя вести. И это правильно. Предоставить детям полную свободу - значит отказаться от воспитания.

Но надо понимать, в какое сложное положение мы ставим ребенка, когда требуем от него, чтобы он занимался скучными, однообразными делами из каких-то высших, непонятных ему соображений. Это все равно как убеждать первоклашку в необходимости хорошо учиться, поскольку ему через одиннадцать лет придется поступать в институт. Для шестилетнего малыша одиннадцать лет - две его жизни. Он не может загадывать так надолго и, главное долго руководствоваться столь далеко отсроченными стимулами.

Да, конечно, надо стремиться к тому, чтобы ребенку хотелось сделать родным приятное просто из добрых побуждений, любви. Чтобы он старался не огорчать близких не из страха наказания, а опять-таки из любви. Но для этого семья должна являть собой пример самоотверженной, безграничной любви друг к другу. Тогда детям легче подражать нам, хотя и тут не всегда все идет гладко: слишком силен подчас оказывается детский эгоизм, да и влияние детской среды не нужно сбрасывать со счетов. Поэтому, формируя у ребенка высокую мотивацию, при необходимости имеет смысл задействовать и более простые, приземленные мотивы.

Что же касается чувства долга, то оно формируется у детей очень поздно. Это чувство не присуще дошколятам, и от них нельзя его требовать точно так же, как, скажем, физической выносливости или знания высшей математики. Волю, ответственность надо развивать понемногу, всячески поощряя ребенка за проявление этих качеств.

Учитывайте его состояние. Если сын или дочь устали или перевозбуждены, то не заставляйте их убираться в комнате сразу после ухода гостей. Оставьте это назавтра, когда они выспятся и будут более сговорчивыми.

Устраняйтесь от уборки игрушек постепенно. Не нарочито, а под каким-нибудь благовидным предлогом. Когда же ребенок справится с уборкой самостоятельно, отметьте это, расскажите другим родственникам, какой он стал молодец, совсем взрослый, трудолюбивый. Не скупитесь на похвалу, ведь для ребенка это тоже награда. И часто не менее ценная, чем шоколадка или мороженое.

Как дети приучались к труду?

Во-первых, по нужде. Так же, как и сейчас. Если матери рассчитывать не на кого, если она проводит много времени на работе, ребенку приходится повзрослеть раньше, чем сверстникам, которых опекают бабушки или мамы-домохозяйки.

И, во-вторых, огромную роль опять-таки играет окружение ребенка. Раньше, когда семьи были многодетными, на детей всегда ложилась довольно большая нагрузка: они и по дому помогали, и за малышами присматривали. Но ощущения что их эксплуатируют, у них не было, поскольку друзья жили так же. Естественно, в такой атмосфере приучить ребят к выполнению каких-то обязанностей было гораздо легче: они тянулись друг за другом.

Хотя и тогда взрослые старались стимулировать тягу детей к труду. Вот что пишет историк-этнограф М. Громыко о том, как в дореволюционной деревне крестьянских ребятишек обучали различным промыслам: «Начиналось это зачастую с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру, полузанятие. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, более легком участке - под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте».

На детей и подростков очень влияло общественное мнение. Над теми, кто не овладел положенными в его возрасте навыками, начинали насмехаться. Подростков, которые не выучились плести лапти, дразнили безлапотниками. Девочек, не навострившихся прясть, называли неряхами.

Сейчас же, когда даже из школьных программ, задающих эталоны поведения, исключили такой предмет, как «труд», приучать детей к труду стало гораздо сложнее. Но опускать руки все равно не следует.

Присмотритесь к ребенку и постарайтесь понять, какая домашняя работа больше соответствует его складу характера, вкусам.

Может быть, он, отказываясь убирать игрушки, проявит интерес к технике и будет с удовольствием пылесосить и орудовать миксером. Многие дети охотно соглашаются мыть посуду и стирать свое бельишко, поскольку любят играть с водой. Кто-то хочет проявить самостоятельность и рвется сходить в магазин. Не лишайте его такой возможности. Мы ведь тоже стараемся подбирать работу по своим склонностям и, распределяя домашние обязанности между взрослыми, обычно учитываем, у кого что лучше получается. (Что лучше получается, то, как правило, и больше нравится.)

А если ребенок все равно упорствует?

Если, несмотря на все ваши ухищрения, сын или дочь упорствуют в своем нежелании вам помогать, не тратьте усилий на долгие уговоры. Тут дело вовсе не в том, что они чего-то недопонимают! Им просто хочется навязать вам свою волю, самоутвердиться за ваш счет.

Поэтому лучше переверните ситуацию, заставив детей почувствовать на своей шкуре, как, неприятно столкнуться с непробиваемым эгоизмом. Но только предварительно нужно объяснить свое поведение соотнести его с поступками ребенка и, главное, показать правильный выход из ситуации. Дескать, разумные люди поступают так-то и так-то, но ты, вообще-то, решай сам. Только учти последствия. И предоставьте сыну или дочери возможность самим сделать выбор.

К примеру, сын категорически отказывается от всякой помощи по дому. И вечером, после ухода гостей, и наутро. Пол завален машинками и деталями конструктора, а он как будто этого не замечает; что ж, советую запастись терпением.

Очень скоро сыну что-то от вас понадобится. Например, он захочет посмотреть мультики. И тут вы спокойно (непременно спокойно, иначе ребенок обидится на ваш тон, и эта обида заслонит собой все остальное!) ответите:

— Я, конечно, с радостью пошла бы тебе навстречу и разрешила посмотреть телевизор, но ты ведь не хочешь выполнять моих просьб. А почему я должна? Это несправедливо.

Он скажет: «И не надо»? - Ничего страшного. Через некоторое время ему захочется еще чего-нибудь, и ситуация повторится. Ребенок начнет капризничать? - Главное, не пугаться и не спешить исполнять его требования.

Выдвиньте условие: «Ты уберись в комнате, а я тем временем сделаю то, что ты просишь». Дайте ему возможность подумать.

Прибегните к отвлекающему маневру, предложив на выбор парочку вариантов: «Как ты хочешь: чтобы я убрала мягкие игрушки или сложила в коробку кубики?»

Сохраняйте дружелюбие. Безусловно, вы можете пойти на некоторые компромиссы, но на одном советую стоять твердо: никаких авансов! Сын получает желаемое только ПОСЛЕ того, как выполнит ваше условие. И ни минутой раньше!

Опыт показывает, что если взрослые не срываются на крик и не начинают кидаться из крайности в крайность, ребенок, в конце концов, выбирает тот вариант, который кажется ему самым подходящим. И фактически, пойдя на уступки, не страдает при этом от уязвленного самолюбия, поскольку у него остается чувство, будто он сделал свободный выбор.

Хотя, конечно, порой (но только в самых крайних случаях, иначе приестся!) бывает полезна и некоторая встряска. Исчерпав все педагогические приемы, мама восьмилетнего Володи молча собрала его игрушки в мешок и понесла к выходу.

Раз ты так с ними обращаешься, значит, они тебе не нужны. Я, пожалуй, отдам их соседям с седьмого этажа. У них денег мало, дети даже не мечтают о таком дорогом «Лего». Я думаю, они будут его беречь, - мамин голос звучал тихо, но решительно.

Володя не поверил: мама не раз грозилась сделать что-то подобное, но никогда ничего не делала. И только когда щелкнул замок, до него дошло. Мальчик с ревом выбежал на лестницу.

Кое-какие игрушки они все-таки отнесли соседским ребятам: маме не хотелось поощрять в сыне жадность. Но большую часть оставили. И проблем с наведением порядка в комнате с тех пор не возникало.

По материалам книги Т. Шишовой «Чтобы ребенок не был трудным»

изд-во «Христианская жизнь», 2008 г.

Загрузка...
Top