Великие педагоги россии и ссср. Известные педагоги Знаменитые педагоги дошкольного образования

Мария Монтессори - педагог, врач, ученый, психолог и философ. По решению ЮНЕСКО (1988 год), признана одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности (кроме нее, были названы американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и русский педагог Антон Макаренко).

Биография Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась в 1870 году в небольшом итальянском городке Кьяровалле. Отец Марии был крупным чиновником, мать, которая и занималась образованием дочери, принадлежала к семье священников и ученых.

Мария училась с легкостью, особенно девочку увлекали точные дисциплины. Даже в театр Мария брала с собой учебник математики и решала задачки, радуясь очередному красивому и неординарному решению.

Мария очень хотела поступить в техническую школу, но ее можно было посещать только лицам мужского пола. В 12 лет Мария Монтессори одержала первую серьезную победу над системой образования: она преодолела (правда, не без поддержки родителей) все преграды, поступила в техническую школу для юношей и с успехом ее закончила. Уже тогда девушка решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы искоренить подавление личности учащегося.

В 1890 году Мария, увлекшись естествознанием, приняла решение стать детским врачом. Для Италии XIX века это было неслыханно! Обучение в университете, занятия медициной – этим правом обладали только мужчины. Даже отец перестал поддерживать дочь, зашедшую, по его мнению, слишком далеко. Но Мария и на этот раз добилась успеха: поступила в университет сначала вольным слушателем, затем, показав неординарный ум и добившись особых успехов в обучении, была переведена в число студентов.

Учебы вовсе не была для Марии Монтессори легким и приятным занятием. Заниматься в морге ей приходилось по ночам, чтобы избежать насмешек своих сокурсников. Кроме того, ей пришлось устроиться на работу, чтобы оплачивать свое образование. Девушка работала в клинике университета, где впервые и увидела детей с различными отклонениями в развитии. Ими никто специально не занимался, и, глядя на них, Мария пришла к мысли о необходимости разработки специальной развивающей среды для обучения детей.

Мария Монтессори с блеском защитила диплом, став первой в Италии женщиной-врачом. Увидев успехи дочери и признание преподавателей, отец простил дочь, и они помирились.

Мария получила разрешение на занятия частной врачебной практикой, также она писала медицинские статьи, которые печатались в популярных европейских журналах.

В 1898 году у Марии и ее спутника жизни, доктора Джузеппе Монтессано, родился сын Марио. Так как мать Джузеппе не дала разрешения на брак, ребенок родился незаконнорожденным. В католической Италии конца XIX века это могло стать катастрофой и для Марии, и для ее карьеры, и для самого Марио, поэтому до 10 лет ребенок воспитывался в деревне. В возрасте 10 лет Мария смогла забрать сына к себе, и с этого времени он был рядом с матерью, впоследствии сыграв значительную роль в распространении работ и идей Марии Монтессори .

В год рождения сына в жизни Марии случилось еще одно важное событие: она возглавила Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. Этот институт был учрежден правительством после того, как воспитанники Марии Монтессори – детки с нарушениями в развитии – были представлены к экзаменам Муниципального совета в Риме и справились с заданиями лучше «нормальных» детей.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Она также занимается психологией и антропологией, читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».

В 1907 году, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, Мария Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С этого момента и до конца жизни, в течение 45 лет, Мария занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Мария Монтессори разработала специальную развивающую среду в «Доме ребенка». В нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Именно там был создан первый комплект сенсорного, математического и языкового материала.

Идеи Марии Монтессори распространяются по всему миру, получая широкую поддержку ученых, общественных и политических деятелей. В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которая сразу же была переведена на 20 языков.

В 1922 году Мария Монтессори была назначена государственным инспектором школ Италии. В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и сейчас.

К сожалению, дальнейшие события мировой истории приостановили развитие «метода Монтессори». Школы Монтессори были запрещены в фашистской Германии, Испании и самой Италии. Спасаясь от преследований, Мария уезжает в Испанию, затем – в Голландию, далее – в Индию. Там, в Мадрасе, Мария Монтессори провела 7 лет, обучив за это время тысячи учителей своей . Сейчас в Индии находится самая большая Монтессори-школа – в ней обучаются около 22 000 детей.

После войны Мария вместе с сыном вернулась в Европу. Несмотря на то, что она была уже немолода (в то время ей уже исполнилось 76 лет), Мария продолжала активно выступать с лекциями, разрабатывать и публиковать новые научные работы по антропологии, психологии и педагогике.

Последние годы жизни Мария провела вместе с сыном в Голландии. В 1950 году Марии Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Там же, в Голландии, Мария скончалась в 1952 году.

Ее труды до сих пор остаются актуальными – они успешно применяются в образовании и развитии детей, они развиваются благодаря многочисленным последователям Марии Монтессори.

19 заповедей для родителей от Марии Монтессори

Мария Монтессори сформулировала 19 коротких заповедей-напоминаний для родителей. Они просты, но именно о таких простых вещах мы часто забываем, воспитывая детей.

1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют - он учит­ся осуж­дать.

3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят - он учит­ся оце­ни­вать.

4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность - он учит­ся драть­ся.

5. Если с ре­бен­ком чест­ны - он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.

6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют - он учит­ся быть роб­ким.

7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти - он учит­ся ве­рить.

8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят - он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.

9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют - он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны - он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют - он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым - он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.

13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке - ни при нем, ни без не­го.

14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.

15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.

17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке, и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.

18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.

19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер - пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори создала систему образования, основанную на уважении к ребенку, на признании ценности его личности. Мария была уверена: обучение детей должно проходить свободно, без принуждения, только тогда будут достигнуты самые высокие результаты. Метод Монтессори с успехом используется и в наши дни для развития и обучения детей, начиная с самого раннего возраста.

5 октября учителя всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Роль учителя в жизни каждого человека сложно переоценить. В честь праздника вспомним 7 главных русских учителей.

Сильвестр

Благочестивый книжник, пламенный ритор, его «кусательные слова», обличительная речь, произнесенная перед молодым Иоанном Грозным во время пожара 1547 года оказала сильнейшее влияние на царя. Глава Избранной рады, автор посланий и редактор «Домостроя» интересен своим наставлением к сыну Анфиму (64 глава «Домостороя»), которое по сути своей не столько послание, а кодекс поведения для молодого московита, собрание добрых отцовских советов о том, как жить и лицо не потерять. Некоторые советы актуальны и сегодня.

…И домочадцев своих одевай и содержи в достатке, люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии; жизнь по закону - во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог. …А еще держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их. Почаще читай божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу себе.

Симеон Полоцкий

Что мы знали до него о виршах и силлабике? Ничего. Он был одним из культурнейших и образованнейших людей своей эпохи. Окончил Киево-Могилянскую академию, потом перешел из католичества в православие, так бы и жил скромным писцом или диаконом, но в Полоцк явился Алексей Михайлович. Симеон с несколькими монахами преподнес ему силлабические вирши «Метры», которые пришлись по сердцу государю. И вот уже Симеон едет в Москву, и вот он уже придворный поэт и воспитатель царских детей Фёдора и Софьи. Помимо этого он преподает в двух братских школах, устраивает бесцензурную типографию в Кремле, где издает много книг. Тут и учебники, и богословская литература, и его вирши. Он пишет много и со вкусом, он первый в Московии профессионал-литератор, он сочиняет «школьные драмы» - прообразы будущих драматических пьес, панегирики, создает прекрасные и удивительные книги «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион».

Но это лишь малая часть его деятельности. Симеон принимает участие в церковных реформах, он активный участник диспутов и полемик, он учитель, преподаватель латыни, но прежде всего, он - поэт. Его поэзия орнаментальна и цветиста, фигурна и многословна, она - яркая розетка в окне барочного собора, собора мировой литературы.

В.А. Жуковский

Не только сын турчанки Сальхи и помещика Афанасия Бунина, но и близкий друг А.С.Пушкина, поэт, переводчик Шиллера, Мура, Байрона, Гомера, участник Народного ополчения в Отечественной войне 1812г., автор гимна «Боже, царя храни», но и мистик, и автор мрачных баллад, а также наставник -воспитатель наследника престола, будущего царя Александра Второго.

Он начинает свою карьеру при дворе с должности чтеца при вдове Павла Первого, потом становится учителем русского языка при великом князе Николае (будущем Николае Первом). С Двором его связывают долгие годы службы с 1817 по 1841 гг. Он был гуманистом и в этом же ключе вел воспитание наследника. Ранее он выкупил из крепостного рабства Тараса Шевченко, отпустил на волю своих крестьян (1822г.). Этот поступок оказал огромное влияние на будущего императора Александра Второго, которого позже народ назвал Освободителем за отмену крепостного права в Российской империи.

М.М. Сперанский

Может ли в наше время одаренный и талантливый учитель сельской школы или репетитор-фрилансер за какие-то несколько лет сделать совершенно невероятную, фантастическую карьеру? Наверное, нет, хотя в любых правилах есть исключения. Важно это или нет, но фамилию свою он выбрал себе сам, когда записывался в студенты Владимирской семинарии.

Сперанский, от латинского spero - надеяться, то есть подающий надежды. За четыре года этот преподаватель–естественник совершил невероятный взлет именно благодаря своему уму и таланту. Из простого преподавателя, домашнего секретаря он превращается в статского советника, законотворца, реформатора, к советам которого прислушивается сам государь.

Так что же такого сделал Сперанский?
1. Кодификатор -он упорядочил российское законодательство: своды, уложения, учебные книги. К этой работе он готовился всю жизнь. Это было и стало главным и основным его делом.
2. Реформатор - проект государственной политической реформы.
3. Судья - учреждение верховного суда над декабристами. Он представил Николаю I проект суда над декабристами и 1 июня 1826г. был опубликован манифест о создании Верховного уголовного суда. Сперанским же был написан рескрипт от имени царя о порядке ведения дел декабристов. Будучи умеренным реформатором и сторонником постепенных реформ, теперь Сперанский вынужден был судить реформаторов-революционеров. Испытывал ли Сперанский муки совести? Да. Но дело было сделано. Приговоры декабристам были написаны именно Сперанским.

К.Д.Ушинский

Можно ли обучать, не воспитывая и воспитывать, не обучая? Как и чему учить подрастающие поколения? Каковы основные цели и задачи воспитания?- вот те вопросы, ответ на которые пытался дать Ушинский. В условиях сильного образовательного вакуума идеи Ушинского оказались новаторскими –
-не педагоги прокладывают дорожку к воспитанию, но прежде всего, сам народ и лучшие его представители.
Главными в деле воспитания становятся философские и психологические знания, те
науки, где телесная и душевная природа человека изучается не в «мечтательных», а в практических навыках. Необходимо проникать, прежде всего, в психологическую, физиологическую и социальную природу человека, поскольку именно там содержатся огромные возможности для воспитания. Иначе говоря, психологический подход к ученику-человеку.

Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однородностью и однообразием.

И.Н. Ульянов

Илья Николаевич Ульянов (Ульянинов, он сменил фамилию на более удобопроизносимую), прославился не столько своей деятельностью, сколько своими сыновьями Сашей и Володей, которые разожгли пожар мировой революции (но сейчас не о них), был важным человеком.Он начал свою карьеру простым учителем математики, дослужившись потом до смотрителя, а потом и директора народных училищ. Он умер на работе, от кровоизлияния в мозг. Илье Николаевичу было 54 года. Суть должности директора состояла в надзоре за исполнением учебной части во всех народных училищах губернии, по сути он был главным «завучем» губернии, к нему сходились все донесения о работе и выполнении своих обязанностей как простыми учителями, так и инспекторами. Благодаря его энергии и настойчивости было построено 150 школьных зданий и в два раза возросло количество учащихся (с 10 тыс. до 20). Он был сторонником равного образования для всех, вне зависимости от пола, возраста, уровня достатка и национальности. Он открыл в Симбирске первую чувашскую школу, создал первые в губернии школы для мордовского населения и первые светские школы для татар.

Н.И.Лобачевский

Шестикратный ректор Казанского университета, профессор, первые изданные им учебники были осуждены за использование и продвижение метрической системы мер. Подумать только, как мог он, ординарный профессор, покуситься на сами «Начала» Евклида? Как мог он опровергнуть неопровергаемое - аксиому Евклида о параллельности, незыблемый пятый постулат? Тем не менее, Лобачевский его опроверг, назвав аксиому параллельности Евклида «произвольным ограничением». По мнению Лобачевского это слишком жесткое требование, существенно ограничивающее возможности теории, которая описывает свойства пространства. Он предлагает другую аксиому: на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную.

Также Лобачевским были разработаны совершенно новые тригонометрия неевклидова пространства и дифференциальная геометрия с вычислением длин, объемов, площадей. К великому сожалению, современники не смогли достойно оценить труда учёного. Его «Начала геометрии» (1832) получили отрицательную оценку и фактически были высмеяны. До своего признания он не дожил. Но это не значит, что его труды были забыты. Признание пришло к ученому через несколько лет после смерти, его идеи нашли продолжение в трудах таких математиков как Клейн, Бельтрами и Пуанкаре. Осознание того, что геометрия Лобачевского не антагония, а альтернатива геометрии Евклида дало толчок для новых мощных открытий и исследований в математике и физике.

Наталья Левашова

Ян Амо́с Ко́менский (1592-1670) - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики.

Педагогические идеи.

Всеобщее обучение, дисциплина, понятие «школьный год», дидактические принципы, классно-урочная система.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёс значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Педагогические идеи.

Теория элементарного природосообразного воспитания и обучения актуальна и по сей день. Необходимость гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических, нравственных.

Я́нуш Ко́рчак - Эрш Хе́нрик Го́льдшмит (1878-1942) -польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Педагогические идеи.

Принцип любви к ребенку. Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку. Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. Признание того, что дети - разные. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом). Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). Право ребёнка на уважение.

Рудольф Штейнер (1861 - 1925) - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания.

Основные методы преподавания.

Метод «душевной экономии». В процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма.

Рациональное развитие памяти. Метод «обучение в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребёнка, которые являются опорой для памяти. Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с её радостью и болью, с её приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребёнка, что ему интересно.

Интерес как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития.

Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (1823-1870) - русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Чувство настоящего товарищества - основа воспитания.

Ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, право проводить воспитанницам каникулы и праздники у родителей.

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Наде́жда Константи́новна Кру́пская (Ульянова) (1869-1939) - советский партийный и общественный деятель. Почётный член АН СССР.

Педагогические идеи.

Коллективистское воспитание. Надо помочь ребенку осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни. При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива.

Пионерское движение. Против скучных, трафаретных форм пионерской работы, за идейно насыщенную, красочную, удовлетворяющую многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы».

Самоуправление в школе. Школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивают свои организаторские способности, приобретают организационные навыки и умения.

Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1878-1934) - русский и советский педагог.

Представитель концепции свободного воспитания.

Сформулировал принцип самоценности детства, который исходит из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Сторонники свободного воспитания рассматривали ребенка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения организации воспитательно-образовательного процесса: требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе воспитания и обучения, учебновоспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к узким социальным рамкам жизни.

Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

Анто́н Семёнович Мака́ренко (1888-1939) - советский педагог и писатель.

Воспитание детей в семье. Главнейше условие семейного воспитания - наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета в противопоставление им истинного авторитета, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, честное и разумное руководство родителей своими детьми.

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (1918-1970) - выдающийся советский педагог-новатор. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Ви́ктор Фёдорович Шата́лов (1927) - российский и украинский педагог- новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР(1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых: авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания, принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников, принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.

Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.

Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.

Традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.

Устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.

Широко используются игровые формы учебных занятий.

Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (1931) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки:

Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.

Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции»

Основные методические подходы: Технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Михаил Петрович Щети́нин (1944) - советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

Занимался педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

Являлся научным руководителем эксперимента, суть которого состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и другое. Состоявшаяся в 1986 году комиссия Министерства Просвещения СССР пришла к выводу, что опыт не дал положительного результата, эксперимент был закрыт.

Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.

Это учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. (Ныне он кандидат педагогических наук).

Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят. И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; 8) индивидуальный подход.

Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так. 1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).

2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке». И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки. В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

1) Демокрит (460 -370 до н.э.)

Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать". Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество. Его труды не сохранились до наших дней.


2) Сократ (469- 399 до н.э.)

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может". Труды не дошли до нашего времени.

3) Платон (427- 347 до н.э.)

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного". Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Его труды "Диалоги", "Государство" и "Законы". В трактате "Государство", говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку". В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этап делится на два длительных цикла -10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода в программу заключительного воспитания трудовых процессов чужда Платону. В трактате "Законы" Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания - "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать".

4) Аристотель (384- 322 до н.э)

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь". Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате "Политика". Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний

5) Марк Квинтилиан (35- 96 до н.э.)

Главный его труд " Ораторское образование". По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования оратора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства.



Великие педагоги 15 ,16 и начала 17 веков


1)Эразм Роттердамский (1466- 1536)

Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания – религиозного, умственного, нравственного, физического – необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.


2) Мишель Монтень (1533- 1592)

Книгой, прославившей Монтеня, стали знаменитые «Опыты» (1580). Это трехтомный труд, где в жанре непринужденных эссе сформулированы глубокие философские и нравственные идеи о человеке.

Автор «Опытов» выступил против самоуверенной схоластической учености. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей.

Основным пороком существовавшей в его время школы он видел в игнорировании задачи развития мысли учащихся, господстве вербализма, бессмысленном буквоедстве, запоминании слов вместо изучения сущности вещей. «Знать наизусть – еще не значит знать», - писал философ.

Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон лич­ности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравствен­ных качеств.


3) Ян Амос Коменский (1592- 1670)

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом. Его главный труд - "Великая дидактика".



Великие педагоги 17 ,18 и начала 19 веков


1) Джон Локк (1632 -1704)

В философском труде «Об управлением разумом" (1690) Локк всесторонне обосновал учение сенсуализма о происхождении знаний и идей из чувственного опыта. Свою основную педагогическую работу "Мысли о воспитании" (1693) Локк посвятил вопросам семейного воспитания" джентльмена ". Его книга была адресована имущим классам. Жизнь в необжитых местах в тяжелых и необычных климатических условиях требовали от людей физического закалки, моральной устойчивости и научных знаний. Поэтому целью воспитания, по мнению Дж. Локка, является подготовка "джентльмена", который умеет создавать здоровый дух в здоровом теле и умеет вести себя в обществе.

2)Жан Жак Руссо (1712- 1778)

В своем произведении «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо высказывает идею о самостоятельности и самодеятельности ребенка в истории естественного воспитания. Он применяет метод естественных последствий и косвенного воздействия.

В основе воспитания по Руссо должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом: каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося; интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

3) Клод Андриан Гельвеций (1715–1771)

Автор двух больших и широко известных книг – «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», в которых он излагает свою концепцию воспитания. Она сводится к тому, что все или почти все развитие человека определяется воспитанием, и потому человек таков, каковым его делает воспитание. Правильное воспитание, по Гельвецию, должно включать в себя физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание должно быть организовано по подобию древнегреческого воспитания, умственное – по примеру профессионального, а нравственное может быть правильно устроено только при изменении общественного строя или смене правительства.

4)Дени Дидро (1713–1784)

Стал олицетворением французского Просвещения. В своих сочинениях часто обращался к вопросам воспитания. Наиболее известной педагогической работой Дидро является книга «Систематическое опровержение Гельвеция», в которой он показал важное значение наследственности в воспитании человека. Он также подготовил для Екатерины Великой «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». В этой работе он дал общую программу развития образования, направленную на воспитание всего народа. Она предполагала первоначальное обучение всех граждан, затем – среднее и высшее для более способных. Система образования, описываемая Дидро, должна была включать сеть начальных, средних и высших школ, в том числе и университет.

5) Иоганн Фридрих Песталоцци (1746 - 1827)

Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе — в рамках определенной системы и последовательности. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование. Все эти аспекты рассматриваются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение, гимнастику. Песталоцци выступал за создание такой школы, которая «... удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук» Его труды:"О народном образовании и индустрии", "Метод. Памятная записка Песталоцци".

6) Иммануил Кант (1724–1804)

Всю жизнь Кант посвятил воспитанию молодежи, будучи сначала домашним учителем, а затем и профессором Кенигсбергского университета. Его труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» стали основой классической немецкой философии, в них же содержались важные педагогические идеи. С 1776 г. Кант начинает читать курс лекций по педагогике, изданный затем отдельной книгой, в котором он рассматривает вопросы умственного, нравственного, религиозного, физического воспитания. Философия и педагогика Канта оказали большое воздействие на развитие немецкого воспитания и педагогики.

7)Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841)

Анализируя педагогический процесс, Гербарт выделял в нем три части - управление детьми, обучение, нравственное воспитание. Задача управления, по Гербарту, состоит в дисциплинировании детей, в упорядочении их поступков и желаний. Обучение он считал важнейшим средством воспитания, отмечал, что его задачей является развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Нравственное воспитание, как указывал он, должно обеспечить внедрение в сознание ребенка основных нравственных идей. Хотя средствами нравственного воспитания Гербарт считал и обучение и управление, он предусматривал также использование в этих целях специальных методов и приемов (установление правил поведения, поощрения и наказания, наставление и увещевание и т. д.). Его труды: "Общая педагогика, Выведенная из целей воспитания".

8) Адольф Дистервег (1790- 1886)

Его называют «учителем немецких учителей», поскольку с его именем связана борьба за утверждение народной школы как школы развития личности ребенка, за улучшение социального и материального положения учителя народной школы. Этому служила и его редакторская деятельность (он был редактором педагогических журналов), и его работа в учительских семинариях, которыми он не только руководил, но и в которых преподавал, его парламентская деятельность (он представлял в прусском рейхстаге немецких народных учителей). Его труд: "Руководство к образованию немецких учителей".

Великие педагоги 19 и начала 20 века

1) Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

Основной его труд - "Рассуждение.Доброе воспитание важнее всего". В центре педагогических размышлений - личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сословно-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования ~~ привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей.

2) Александр Иванович Герцен (1812 - 1870)

Он сформулировал новый, революционно-демократический идеал воспитания не «человека вообще», а гражданина и патриота, борца за освобождение народа. По его мнению, люди не нитки и не иголки, чтобы следовать по пути фатума. Они сами могут все переменить. Утверждая преобразующую роль народных масс, Герцен говорил, что люди могут переделать не только природу, а и саму историю.

С убийственной иронией критикует А.И. Герцен дворянское воспитание и обучение — «школу рабства и тиранства». Он сравнивает воспитанников дворянского общества с растущими маленькими щенками, превращающимися в бульдогов, которые имеют право грызть все в России. Истинное семейное воспитание, по мнению А.И. Герцена, — дело общественное и очень важное. Особое место в нем принадлежит матери. «Ребенок, не выводя женщину из дома, превращает ее в гражданское лицо». Вместе с тем, «семейное призвание женщины никак не мешает ее общественным занятиям, и все в мире открыто женщине, как и мужчине. Труд "Разговор с детьми".

3) Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861)

Основная мысль его педагогических высказываний в детях нужно развивать человеческое достоинство и предоставлять им возможность свободного развития, лишь помогая воспитанием этому развитию. Его труды : «О значении авторитета в воспитании»;

«Основные законы воспитания»;

«Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества»;

«Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами»;

«Учитель должен служить идеалом...».

4) Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1871)

Задачу педагогики Ушинский видел в “изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”. Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы “открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты". Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам. Его труды:"Детский мир ", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания", "Журнал для воспитания".

4) Джон Дьюи (1859 - 1952)

Его труды:"Мое педагогическое кредо", "Психология и педагогика мышления", "Школа и общество". Цель воспитания, по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.

5) Павел Петрович Блонский (1884 - 1941)

Психолог-педагог Павел Петрович Блонский уделял большое внимание воспитанию и развитию подростков. Учёный считал, подросток должен получать знания не только от учителя, но и при помощи чтения политической литературы. Большое внимание учёный уделял развитию памяти и мышления . Он энергично распространял идею связи школы и жизни, при этом уделяя большое внимание вопросам трудового воспитания и образования. Учёный много в своих работах критиковал буржуазную педагогику, считая, что педагогика как наука возможна, только если власть находится в руках трудящихся. Его труды: "Задачи и методы народной школы", "Трудовая школа", "Развитие мышления школьников".


6) Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939)

А.С.Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Педагогика по Макаренко, заключается в идеи воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Его труды:"Педагогическая поэма", "Книга для родителей", "Методика организации воспитательного процесса".

7) Н.К. Крупская (1869- 1939)

Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну.

Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике». Высоко оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы. Ее труды:"Дух времени","Народное образование и демократия", "Дорога таланту".

8) А.В.Луначарский (1875 - 1933)

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, - писал он, - воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами". В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему , основывающуюся на принципах гуманизма , на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.Его труды:"Сто советов учителю", "Как воспитать настоящего человека". "Родительская педагогика", "Формирование коммунистических убеждений молодого поколения", "Воспитание личности в советской школе".

2) Алис Миллер (1923 - 2010)

Труды:"Драма Одаренного ребенка и поиск собственного "Я"," Воспитание, насилие и покаяние". Эта книга о последствиях воспитания, о том, к чему приводят действия "во благо" ребенка. Автор анализирует "педагогическую стратегию" прошлых веков, а также детство наркоманки, политического лидера и убийцы детей. Алис Миллер убеждена: насилие над детьми порождает насилие в мировом масштабе, а понимание чувств ребенка, чуткость по отношению к его потребностям и обидам, искренность и внутренняя свобода родителей воспитывают лучше, чем любые педагогические приемы.

3) Гершунский Борис Семенович (1935 - 2003)

Труды: "Философия образования", " Справочник по расчету электронных систем","Шахматы - школе" .Р азрабатывал проблемы теории и методологии прогностики как направления педагогических исследований, обосновал основные направления и этапы разработки педагогических прогнозов, их методы и приёмы.

На просторах Интернета с легкостью можно отыскать большой выбор статей с заголовками вроде “Учителя, совершившие революцию в педагогике”, или, к примеру, даже “Педагоги, вошедшие в историю”. Удивительно, но во всех этих списках либо вовсе нет женских имён, либо упоминается одно-два имени. Думается, что на самом деле таких имен значительно больше.

Очень хочется исправить это досадное недоразумение и представить вашему вниманию истории пяти женщин, которые приобрели мировую известность как педагоги. Многие из них явились новаторами в своих специальностях, и абсолютно каждая из них вошла в историю. Подвиги, сила духа и самоотверженность этих женщин не могут и не должны быть забыты.

Каждая из этих пяти историй вдохновляет, поражает и восхищает.

1. Энн Салливан/ Anne Sullivan (1866-1936)

“Неустанно начинайте все с самого начала и не бойтесь неудач. Каждый раз, когда Вас постигает неудача, начинайте все заново и тем самым укрепляйтесь до тех пор, пока не достигните цели – возможно, не той, что Вы поставили себе в самом начале, но той, которую вы будете вспоминать с радостью”.

Э. Салливан

Достижение: осуществила прорыв в специальной педагогике.

Ее история. американский педагог, область специальной педагогики. Во всем мире известна как учительница знаменитой Хелен Келлер. История Энн Салливан впечатляет и восхищает. Она родилась в Америке, в семье ирландских эмигрантов. Выросла Энн в нищите, часто терпела обиды от сильно пьющего отца, лишилась матери в возрасте 8 лет.

Череду испытаний, выпавших на долю девочки, дополнила тяжелая болезнь, практически лишившая ее зрения. Через год после смерти матери отец отказался от Энн и Ее брата и определил их в приют. По воспоминаниям педагогов, Энн трогательно заботилась о младшем брате, так как тот имел слабое здоровье. Однако это не спасло Джимми от неминуемой гибели (мальчик, как и его мать, страдал от туберкулеза).

К десяти годам девочка пережила смерть брата, матери, была оставлена родным отцом и практически ничего не видела из-за перенесённой ранее трахомы. В этот тяжелейший период в ее жизни наконец происходит положительный перелом, меняющий всю ее дальнейшую судьбу. В 1880 году, когда Энн поступает в школу Перкинса для слепых. Там она перенесет операцию, которая позволит частично восстановить зрение и получит образование. Хотя поступление в школу явилось ярким и во многом определяющим событием в жизни Энн Салливан, оно принесло с собой и новые испытания. Из-за неразвитых социальных навыков, отсутствия опыта пребывания в каком-либо учебном заведении, Энн тяжело встраивается в школьную жизнь. Ей трудно адаптироваться и найти друзей. Однако благодаря природному интеллекту, остроте ума и сильной воле, Энн удаётся преуспеть академически и построить близкие и доверительные отношения со своими учителями и, в особенности, с директором школы Майклом Онаньес.

Именно Майкл предложил Энн по окончании ее курса обучения в 1886 году стать педагогом для слепой и глухой девочки по имени Хелен Келлер. К моменту встречи с двадцатилетней Энн, Хелен уже испытывала серьезные трудности в общении со внешним миром, страдала от нестабильного эмоционального состояния. Ее семья, исчерпав все возможные в то время ресурсы, в серьез рассматривала возможность помещения Хелен в специализированное учреждение.

Встреча оказалась судьбоносной для двух женщин. Обе они войдут в историю. Хелен Келлер – как отважная и волевая женщина, писательница и лектор, много путешествовавшая в и боровшаяся за права и возможности слепых и слабо видящих во всем мире. Энн Салливан – как талантливый педагог, сумевшая научить слепую и глухую девочку читать и общаться с миром. Энн Салливан посвятила Хелен всю свою жизнь. Используя личный опыт и природный педагогический талант она сумела добиться высоких результатов в обучении Хелен Келлер, чем бесспорно осуществила настоящий прорыв в специальной педагогике.

2. Эллен Кей / Ellen Karolina Sofia Key (1849-1926)

“Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком”.

Достижение: сформулировала принципы концепции свободной педагогики.

Ее история: шведская писательница, педагог. Эллен Кей одной из первых сформулировала основные принципы концепции свободной педагогики.

Родилась Элллен в семье основателя Шведской Аграрной Партии, Эмиля Кей. Ее мать была аристократкой и дала девочке прекрасное домашнее образование. Элен росла в очень либеральной атмосфере, что в значительной мере повлияло на ее педагогические взгляды. На протяжении практически всей своей жизни Эллен преподавала в народных института для малообеспеченных сельских жителей. Кроме преподавания Элен вела активную социальную деятельность и писала статьи и книги на острые в то время социальные темы.

Среди ее педагогических работ наибольшую известность получила книга ” Век ребёнка” (1905 год – первое издание на русском языке). Эта книга впервые переносит личность ребёнка в самый центр педагогического процесса, закладывает основы нового отношения школы и педагога к ребёнку. Школа, по мнению Эллен, может лишь предлагать себя в качестве воспитателя, но ни в коей мере не должна навязывать себя. Основным же источником воспитания Кей предлагала считать домашнее, материнское воспитание. Эта идея настолько сильно захватывала ее, что она открыто признавалась, что хотела бы видеть детские сады и вообще все дошкольные детские учреждения совершенно упразднёнными.

В “Веке ребёнка” Эллен впервые говорит о необходимости создания благоприятной среды для самостоятельного развития ребенка. Ей принадлежит лозунг “Дайте жить детям” , который Эллен предложила использовать вместо распространённого в то время “Жить ради детей”.

Мысли и работы Эллен Кей предвосхитили и вдохновили появление таких широко известных во всем мире систем преподавания как система Марии Монтессори, педагогика Reggio Emilia.

Любопытно, что педагогические взгляды Эллен Кей формировались под сильным влиянием на неё работ Льва Толстого. Известно, что она внимательно изучала педагогическое наследие Льва Николаевича и была солидарна с ним в вопросах критики устаревшей системы школьного образования и необходимости индивидуального подхода к каждому ученику.

3. Мария Монтессори/ Maria Montessori (1870-1952)

“Чтобы воспитывать ребенка, – надо его знать, чтобы его знать, – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, – надо дать ему свободу”.

М. Монтессори

Достижение: была первой, кто решился обучать умственно отсталых детей. создание Ортофренического института.

Ее история: Итальянский педагог, а кроме того ещё и врач, философ и учёный. Собственно именно она прекрасно реализовала на практике философско-педагогические идеи и размышления Эллен Кей, открыв целый ряд учебных заведений, популярных и в наши дни.

История Марии Монтессори, разумеется, широко известна даже многим далеким от педагогики людям. Кратко пробежимся по самым интересным ее вехам.

Итак, удивительно, но педагога Марии Монтессори могло бы и не состояться, так как карьера этой талантливой женщины начиналась совершенно в другой области – Мария вошла в историю Италии как первая женщина в этой стране, окончившая курс медицины, и одна из первых женщин, получивших ученую степень доктора наук. Через врачебную практику и работу с детьми, страдающими нервными болезнями и умственной отсталостью Мария пришла к педагогике.

Огромной заслугой Монтессори является создание Ортофренического института в Риме .

Своим докладом 1889 года на конференции в Турине Монтессори доказала, что проблемы детей с нейропсихологической патологией лежат ни столько в области медицины, сколько в области педагогики. Результатом этого доклада стал организованный в Риме Ортофренический институт, который возглавила Монтессори. Разработанные ею и реализованные в стенах института методики обучения дали неожиданные результаты. Независимая комиссия в результате проверки установила, что умственно отсталые дети, которых обучала Монтессори, превосходили нормально развивающихся детей в навыках письма, чтения и счета. Монтессори была первой, кто решился обучать умственно отсталых детей. До создания Римского Ортофренического института никто и не помышлял о необходимости занятий с такими детьми. Они содержались в специализированных приютах, где не получали никакого педагогического внимания. Зачастую у таких детей не было даже игрушек.

4. Миртилла Майнер/ Myrtilla Miner (1815-1864)

” Я всегда прохожу мимо школы Майнер для цветных девушек с чувством вины, поскольку то, что я говорил, могло охладить пыл, поколебать веру, подавить мужество благородной женщины, которая основала эту школу, носящую ее имя”.

Ф. Дуглас о М. Майнер

Достижение: основала школу для девочек – афро-американок.

Ее история: американская учительница, основавшая школу для девочек – американок африканского происхождения, официально находившихся в то время в рабстве. Женщина удивительной отваги, благородства и воли. Имея от природы слабое здоровье, противостоя целому обществу, почти всю свою жизнь положила на создание и развитие школы для детей африканских семей, находившихся в рабстве.

История Майнер начиналась вполне традиционно. Происходя из небогатой семьи, Миртилла рано начала искать возможности заработка. Имея склонности к обучению и большую любовь к книгам, девушка выбрала путь педагога и в 1844 году успешно завершила обучение. По окончании курса Миртилла Майнер была определена на преподавание в школу в Миссисипи, где должна была обучать дочерей плантаторов.

Прибыв туда, Майнер воочию столкнулась с ужасами рабства. Это был поворотный момент в ее жизни, который определил дальнейшие цели и смысл ее существования. Миртилла пыталась официально получить разрешение обучать афро-американок в том же учебном заведении, что и детей плантаторов. Разумеется, это вызвало крайне негативную реакцию в то время. Миртилла поняла, что должна будет открывать такую школу сама. Причём главной задачей для себя она видела обучение афро-американских детей преподаванию, чтобы ее выпускники могли затем сами обучать своих родных и друзей. В то время решиться на такой шаг означало, в прямом смысле, подвергнуть свою жизнь опасности. Собирая средства и ища поддержки для открытия собственного учебного заведения, Миртилла продолжала какое-то время неофициально обучать детей рабов в округе Колумбия, где подобные действия расценивались как уголовно наказуемое преступление.

Наконец, при финансовой поддержке писательницы Гарриет Битчер Стоу, которая пожертвовала на открытие и развитие школы значительную часть своего гонорара за книгу “Хижина дяди Тома”, и ее брата Генри Уорд Бичер, Майнер наконец смогла открыть свою школу. По некоторым свидетельствам современников, уровень подготовки в школе Миртиллы Майнер был значительно выше, чем в подобных заведениях для белых девочек в то время.

Миртилле Майнер пришлось пройти через унижения, угрозы, физическое насилие и пожар. Однако Миртилла не отступила. В этой борьбе она подорвала и без того слабое здоровье и всего лишь в возрасте 49 лет ушла из жизни. Ее школа была закрыта во время Отечественной Войны, затем вновь возобновила свою деятельность и в последующие годы становилась частью нескольких учебных заведений.

Начальная школа Майнер в Вашингтоне была названа в честь Миртиллы Майнер.

5. Адель Маркус/ Adele Marcus (1906-1995)

” Одно дело – спустить корабль на воду. И совершенно другое – заставить его плыть”.

А. Маркус

Достижение: известный педагог музыкального искусства.

Ее история: Американская пианистка, педагог. Тринадцатый ребёнок в семье раввина – выходца из России. Когда Адель родилась, никто и представить не мог, что эта девочка станет одним из известнейших педагогов и воспитает два поколения замечательных пианистов, известных во всем мире.

Адель училась в знаменитой Джульярдской школе, выиграла Наумбурговский конкурс молодых исполнителей, активно концертировала, выступала в самых престижных залах США и при такой успешной исполнительской карьере сознательно отдала предпочтение преподаванию.

Вернувшись в стены Джульярдской школы уже в качестве преподавателя, Адель Маркус взрастила таких выдающихся пианистов как Энрике Батис, Сай Коулмэн, Орасио Гутьеррес, Паскаль Немировски и многих других.

Благодаря своим выдающимся ученикам, Адель приобрела мировую известность. Она проводила сотни мастер-классов по всему миру, регулярно участвовала в жюри престижных международных конкурсов.

Загрузка...
Top